В системе повышения квалификации

 

1. Цагарелли Ю.А., Цагарелли Е.Б. Психологическое обеспечение безопасного вождения автомобиля с помощью аппаратурно-программного комплекса  «Активациометр».

2. Цагарелли Ю.А., Цагарелли Е.Б. Использование аппаратурно-программного комплекса «Активациометр» в практике психотерапии «Recall healing».

3. Цагарелли Ю.А. Системная профессиональная ориентация.

4. Дьяченко А.А., Щипанова Д.Е. «Системная диагностика человека: теория и практика»:

5. Калаков Н.И., Седунова А.С. «Инновационная деятельность:  комплексное прогнозирование в образовании».

6. Ажимова О.А. Модель психологической работы с сотрудниками при включении в резерв для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел по опыту работы подразделения психологического обеспечения  МВД по Республике Татарстан.

7. «Системная диагностика человека: теория и практика». (ФГАОУ ВПО РГППУ,  Екатеринбург, 2005)

8.  «Профессиональный выбор и психологические факторы успешной карьеры»  (ФГАОУ ВПО РГППУ,  Екатеринбург, 2005)

9.  «Твое профессиональное призвание». (МТиЗ Республики Татарстан, 2003).

10.  Цагарелли Ю.А. «Системная психологическая диагностика и коррекция в государственной службе». (ВШГиМУ КФУ, Казань, 2014).

11.  Цагарелли Ю.А. «Психологические аспекты профилактики коррупционных проявлений». (ВШГиМУ КФУ, Казань, 2015).

12.  «Системная диагностика человека и его коррекция в образовательном процессе вуза». (КНИТУ. Казань, 2012). 

13.  «Активациометр». (МТиЗН Забайкальского края, 2014).

14.  «Астраханские специалисты познакомились с разработчиком Активациометра». (Астрахань, 2018).

15.  Специалисты астраханского центра «Коррекция и развитие» ознакомились с новыми возможностями аппаратного комплекса. (Астрахань, 2018).

16.  Участники стажировочной площадки из Псковской области взяли на вооружение технологии астраханских коллег. (Астрахань, 2018).

17.  Встреча психологов — экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области. (Астрахань, 2015).

18.  Эффективные методы диагностики на защите интересов ребёнка. (Астрахань, 2018).

19.  Повышение квалификации. Казанский (Приволжский) Федеральный университет.  (Казань, 2012).

20.  «Инновационная деятельность: комплексное прогнозирование в образовании» (Тольяттинский государственный университет, Институт непрерывного профессионального образования).

21.  Открытие инновационной сессии. (КФУ, Елабужский институт, Елабуга, 2011).

22.  Реализация программы развития института, или как растет наша техническая база. (Газета филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга).

23.  Путилова Татьяна. В МВД появилась комната страха для милиционеров. (Обнинск, 2002).

24.  Педагоги-психологи освоили "Активациометр" (Пресс-служба Елабужского института КФУ, Елабуга, 2018).

25.  Особенности работы на аппаратно-программном комплексе «Активациометр АЦ-9К. (Новости регионов, 2.03.2017, Чита).

26.  Обучающий тренинг по работе на аппарате АЦ-9 "Активациометр". (ЦППРиК «Росток», Казань, 2015).

27.  «Психологи УФСИН России по Владимирской области обменялись опытом с московскими коллегами». (Владимир, 2016).

 

 

 

 

1. Цагарелли Ю.А., Цагарелли Е.Б. Психологическое обеспечение безопасного вождения автомобиля с помощью аппаратурно-программного комплекса  «Активациометр». Программа повышения квалификации. Казань: МНПО «Акцептор», 2017.

Цель: Существенное понижение дорожно-транспортных происшествий,  происходящих по вине водителей автомобилей.

Категория слушателей:  Психологи, педагоги-психологи, преподаватели автошкол, специалисты по работе с кадрами на автотранспортных предприятиях,   специалисты по обеспечению безопасности дорожного движения, инструкторы по вождению автомобиля, водители.

Пояснительная записка

Профессия «водитель автомобиля» — одна из самых массовых. Эффективность труда водителя оценивается по целой совокупности различных показателей. Среди них наиболее важным является показатель безопасности дорожного движения (БДД) – связано это с тем, что несмотря на усилия конструкторов автомобилей, усовершенствование дорог число дорожно-транспортных происшествий (ДТП) продолжает оставаться  очень высоким и с каждым годом всё увеличивается. ДТП влекут за собой человеческие жертвы, огромный материальный ущерб. По данным специальных исследований  причиной 80-85 %  ДТП является человеческий (психологический) фактор.

Роль водителя в обеспечении надежности системы «водитель – автомобиль – дорога» сложна. Если учесть, что автотранспорт занимает в мире первое место и по абсолютным потерям (свыше 250 тыс. погибших и 7 млн. раненых ежегодно), и по относительным (число погибших в автомобильных катастрофах в 10 раз больше, чем в железнодорожных, и в 3,3 раза больше, чем в авиационных), проблема повышения надежности водителя, так или иначе затрагивает непосредственно каждого человека.

Надежность водителя – одна из важнейших составляющих проблемы безопасности дорожного движения и основная причина ДТП. Однако проблеме надежности водителей, особенно в экстремальной ситуации внимания уделяется незаслуженно мало. Вместе с тем на безаварийность и эффективность деятельности водителя ТС существенно влияют и такие профессионально важные качества (ПВК) как глазомер, внимание, память, психомоторика, эмоциональная устойчивость, динамика работоспособности и утомляемости  водителя, свойства нервной системы, склонность к риску, монотоноустойчивость, навыки саморегуляции психоэмоционального состояния, простая и сложная психомоторная реакция, реакция на движущийся объект.

Для реализации этого необходим адекватный теоретический, диагностический и коррекционный инструмент, позволяющий осуществлять целостную диагностику и коррекцию ПВК водителя без существенных «белых пятен», а степень внимания к диа­гностике (коррекции) того или иного свойства соответствовала степени его важности.

Анализируя вопрос «как лучше диагностировать?», отметим, что в арсе­нале методов психологической диагностики и смежных с нею областях нако­пилось огромное количество методик. Это положительное явление имеет и отрицательные стороны. Во-первых, межотраслевая дифференциация привела к чрезмерному расчленению диагностических методов и диагностической ин­формации о человеке, нарушая целостное представление о нем. Во-вторых, практическому психологу, педагогу, врачу сложно ориентироваться в огром­ном количестве диагностических методик  и полу­ченных с их помощью результатов (порою противоречивых). В-третьих, необходимая диагностическая картина существенно искажается из-за чрезмерного использования психодиагностических опросников, т.к. очень часто опрашиваемый искажает действительность из-за желания казаться лучше и стремления успешно пройти тестирование. Кроме того, по авторитетным утверждениям И.П.Павлова, Б.М.Теплова и др. крупнейших ученых диагностика с помощью опросников ряда свойств (например, свойства нервной системы) недопустима, т.к. недостоверна и невалидна.

Аналогичная ситуация наблюдается и при решении проблемы психологи­ческой коррекции, где, однако, имеются и дополнительные сложности. Во-первых, практическая психокоррекция должна опираться на психодиагности­ку, как на средство определения предмета коррекции и средство обратной свя­зи. Приступать к коррекции, не имея исходных диагностических данных не безопасно. Как в таких случаях говорят врачи: «Уж лучше пусть живет, чем лечить». Во-вторых, психокоррекционные методики в сравнении с психодиа­гностическими имеют более скромную теоретическую основу для проверки их качества. Все это существенно осложняет практическую работу специалистов. Поэтому необходимы теоретические критерии оценки различных диагности­ческих и коррекционных методик с целью их отбора и систематизации для ре­шения проблемы комплексной (системной) психологической диагностики и коррекции.

Реальное решение проблемы зависит от использования системных аппаратурно - программных комплексов (далее - АПК) тестирования и развития профессионально важных качеств водителя. Ибо только системные аппаратурные методы могут обеспечить объективную оценку и реально повысить уровень психофизиологических и психологических качеств необходимых для безопасного управления ТС (профессионально важных качеств), а также формировать навыки саморегуляции психоэмоционального состояния водителя в процессе управления транспортным средством.

Специальный анализ показал, что в наибольшей мере вышеуказанным условиям соответствует АПК «Активациометр» производства Международного научно-производственного объединения «Акцептор».  

 

Тематический план

 

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Всего

час.

Лекции

час.

Семин.

час.

Практ.

час.

1.

АПК «Активациометр». Устройство. Подготовка к работе.

1

-

1

 

2

Диагностика ведущей руки

1

0,5

0,5

0,5

Диагностика и коррекция глазомера

1

0,5

0,5

0,5

4

Диагностика и коррекция надёжности в экстремальной ситуации (ЭС)

2

1

1

1

5

Диагностика и коррекция психоэмоциональных (функциональных) состояний

1

0,5

0,5

0,5

6

Диагностика и коррекция индивидуального стиля умственной деятельности и ее адекватности 

3

1

2

2

7

Диагностика и коррекция реакции на движущийся объект

1

0,5

0,5

0,5

8

Диагностика и коррекция координации движений

1

0,5

0,5

0,5

9

Диагностика склонности к риску

1

0,5

0,5

0,5

10

Диагностика и коррекция избирательности внимания

1

0,5

0,5

0,5

11

Диагностика и коррекция переключаемости внимания

1

0,5

0,5

0,5

12

Диагностика силы нервной системы (НС). Диагностика динамики работоспособности.

2

1

1

1

13

Диагностика и коррекция простой и сложной психомоторной реакции

1

0,5

0,5

0,5

14

Диагностика лабильности НС

1

0,5

0,5

0,5

15

Диагностика подвижности и внутреннего баланса НС

1

0,5

0,5

0,5

16

Диагностика и коррекция двигательной памяти

1

0,5

0,5

0,5

17

Диагностика соматической и межличностной совместимости

2

1

1

1

18

Предрейсовая диагностика и коррекция: диагностика психоэмоциональных состояний и адекватности умственной деятельности

2

1

1

1

 

ИТОГО

36

11 

13

12

 

Методические указания по практическим занятиям

 Цель практических занятий – отработка практических умений, формирование и закрепление практических навыков системной психологической диагностики и коррекции водителей.

Требования к практическим занятиям:

Каждый слушатель должен осуществить  системную психологическую диагностику не менее трех водителей.

Все диагностические методики проводятся в вышеуказанной последовательности по соответствующим инструкциям.

Для проведения методики № 17 - диагностика совместимости между членами экипажей (напарниками) необходимо одновременное присутствие обоих напарников. Эту методику нужно проводить в конце исследования 1-го напарника и в начале исследования 2-го напарника.

Методика № 18 – предрейсовая диагностика психоэмоциональных состояний и адекватности умственной деятельности проводится в пунктах выезда водителей на линию.

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

Целью итоговой аттестации является проверка знаний, умений и навыков проведения системной психологической диагностики и коррекции на АПК «Активациометр».     

К итоговой аттестации допускаются слушатели, посетившие аудиторные занятия и успешно прошедшие практические занятия.

Она включает в себя:

- зачет по результатам практических занятий, т.е. по результатам практического проведения на испытуемых батареи диагностических и коррекционных методик, указанных в тематическом плане практических занятий;

- проверку умения сформулировать практические рекомендации по полученным результатам.

Слушатели, имеющие зачет, получают сертификат Международного научно-производственного объединения «Акцептор»

 

 

 

2. Цагарелли Ю.А., Цагарелли Е.Б. Использование аппаратурно-программного комплекса «Активациометр» в практике психотерапии «Recall healing». Программа повышения квалификации. Казань: МНПО «Акцептор», 2017.

Целевая аудитория: клинические психологи, психотерапевты и др. специалисты, работающие по методу Recall healing.

Ожидаемые результаты. Повышение эффективности и конкурентоспособности психотерапевтов, клинических психологов и др., работающих по методу Recall healing. 

Актуальность. Практика терапии «Recall healing» предполагает абсолютную уверенность пациента в действенности этой методики. «Без абсолютной уверенности (где нет места ни надеждам, ни сомнениям), исцеление невозможно или оно будет не окончательным» (Жильберт Рено). Формированию такой уверенности, особенно у пациентов с высокой критичностью мышления, способствует аппаратурная объективизация эмоциональной значимости воспоминаний, текущих и итоговых терапевтических результатов. Для повышения эффективности терапии Recall healing необходимы также: а) целенаправленная коррекция терапевтических воздействий на основе их объективной аппаратурной экспресс-диагностики как обратной связи; б) учет индивидуальных особенностей пациентов по результатам точной аппаратурной диагностики.

Вышеизложенное свидетельствует об актуальности использования в практике терапии Recall healing методов системной диагностики человека на АПК «Активациометр» как наиболее подходящей для этих целей диагностической аппаратуре.

Цель. Повышение эффективности и конкурентоспособности клинических психологов, психотерапевтов и др. специалистов, работающих по программе Recall healing.

Задачи.

1. Обучение специалистов (клинических психологов, психотерапевтов и др.) методам системной диагностики и коррекции человека с помощью АПК «Активациометр».

2. Формирование у специалистов (клинических психологов, психотерапевтов и др.) умений и навыков использования методик системной диагностики и коррекции на АПК «Активациометр» в практике терапии «Recall healing».

 

Содержание программы «Использование аппаратурно-программного

комплекса «Активациометр» в практике терапии «Recall healing»

Раздел 1. Экспресс-диагностика (мониторинг) в процессе консультирования. Эта диагностика включает в себя:

1.1. Диагностику психических состояний (ПС) и функциональной ассиметрии полушарий головного мозга (ФАП) клиента как средство биологической обратной связи (БОС) для:

б) повышения эффективности консультирования за счет целенаправленной коррекции воздействий клинического психолога (психотерапевта);

в) повышения доверия со стороны клиента к проводимой коррекционно-терапевтической работе за счет оперативной визуализации текущих и заключительных результатов.

1.2. Диагностику адекватности эмоциональных и когнитивных реакций на воспоминания клиента о пережитых конфликтах в определенном возрасте и на иные возможные причины заболевания (методика диагностики адекватности эмоциональных и когнитивных реакций) для:

а) проверки гипотез о причинах заболевания с помощью измерения эмоциональных и когнитивных реакций на воспоминания клиента о пережитых конфликтах в определенном возрасте.

б) формирования у пациентов уверенности, в действенности методики.

1.3. Диагностику состояния проблемного внутреннего органа (методом акупунктурной диагностики) для мониторинга эффективности терапевтического воздействия.

 

Раздел 2.Предварительная диагностика индивидуальных особенностей клиента для:

а) повышения эффективности терапии за счет учета индивидуальных особенностей в процессе работы с клиентом.

б) индивидуального подбора способов саморегуляции ПС (методика диагностики саморегуляции ПС);

в) установления благоприятного настроя на совместную работу клинического психолога (психотерапевта) с клиентом.

Предварительная диагностика включает в себя:

2.1. Диагностику индивидуально-типологических особенностей умственной деятельности по методике регистрации ФАП и ведущей руки

а) для создания критерия оценки адекватности эмоциональных и когнитивных реакций на воспоминания клиента в процессе консультирования;

б) для индивидуализации способов психотерапевтического воздействия (с помощью образов и эмоций или слов и символов).

2.2. Диагностику силы нервной системы (НС) по методике «Теппинг-тест» для выявления:

а) возможности пациента противостоять стрессу и другим негативным воздействиям,

б) его внушаемости, природной чувствительности и ранимости.

2.3. Диагностику саморегуляции ПС для выявления:

а) возможности пациента управлять своими состояниями в психотерапевтических целях;

б) определения необходимости обучения приемам саморегуляции ПС;

в) определения эффективности применяемых пациентом приемов саморегуляции ПС;

2.4. Диагностику лабильности НС по методике критической частоты световых мельканий («КЧСМ») для оценки:

а) устойчивости-импульсивности и предсказуемости поведения клиента,

б) его природной эмоциональности. 

2.5. Диагностику эмоциональной чувствительности для:

а) выявления особенностей эмоциональной реакции клиента на значимые психотравмирующие события его жизни;

б)  индивидуального подбора терапевтических воздействий с учетом эмоциональной чувствительности пациента.

 

Раздел 3. Дополнительные услуги. Системная диагностика и коррекция на АПК «Активациометр» для:

  • Оптимизации семейных отношений,
  • Повышения успеваемости в учебе,
  • Повышения успешности в различных видах деятельности: трудовой, спортивной, вождении автомобиля, в области искусства и др.
  • Профессиональной ориентации, профессионального отбора и профессиональной консультации

Системная диагностика и коррекция на АПК «Активациометр» как дополнительная услуга включает в себя методики, заказанные пациентом. Перечень методик для системной диагностики и коррекции на АПК «Активациометр» дан в приложении 1.

Интерпретация результатов диагностики и коррекции осуществляется по единой 25-бальной шкале. Предусмотрено автоматическое составление диагностических нормативов для дифференцированной интерпретации результатов диагностики и развития способностей и качеств по видам деятельности, группам мужчин и женщин, по возрастным группам.

 

 

 

3. Цагарелли Ю.А. Системная профессиональная ориентация. Спецкурс повышения квалификации. Утверждено приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 23.11.2017г.  № под.1879/17.

Категория слушателей:  Психологи, педагоги-психологи, преподаватели профессионального обучения, преподаватели общеобразовательных школ, специалисты службы занятости населения, специалисты по работе с кадрами. 

Пояснительная записка

 Рынок труда в современном мире характеризуется проблемами, неудовлетворительное решение которых тормозит социальное и экономическое развитие стран и отдельных граждан. Многие молодые люди осуществляют выбор профессионального учебного заведения  ориентируются, как правило, на цены за обучение, мнение родителей и товарищей, престижность  учебного заведения, его близость к дому и т.п. В результате этого, в  профессиональные учебные заведения  поступает огромное количество случайных людей, которые плохо учатся и не собираются работать по получаемой специальности. На этом фоне происходит перепроизводство специалистов со средним и высшим образованием, которые испытывают все большие сложности с трудоустройством. Вместе с тем хронически не хватает специалистов по многим рабочим профессиям.

Для исправления многочисленных перекосов современного рынка труда существенную роль призваны сыграть практические психологи, занимающиеся профессиональной ориентацией и профессиональной консультацией населения, особенно старшеклассников и молодежи. Однако, как показывает практика, профориентационная работа, проводимая традиционными методами, желаемого результата не дает. Это связано с имеющимися недостатками, обусловленными отсутствием системного подхода в решении проблемы, отсутствием необходимой психодиагностической аппаратуры. Профориентационные заключения часто носят чрезмерно умозрительный и лишь предположительный характер.

Предлагаемая программа составлена с учетом достижений классической психологии труда в области профессиографии, профессиональных способностей и  профессионально важных качеств, системного подхода и др. Вместе с тем, программа носит инновационный характер по следующим новым позициям, имеющим принципиальный характер как для существенного повышения эффективности самой профориентации, так и для оптимизации подготовки профориентологов:

1. Системность профориентации, предполагающая использование системно-структурного, системно-функционального и системно-генетического подхода в профдиагностической, профконсультационной и профориентационной работе.

2. Преимущественное использование аппаратурных психодиагностических методик, имеющих в сравнении с традиционными методами исследования существенно большую валидность, достоверность, оперативность, точность.

3. Акцентирование внимания на индивидуально-психологических особенностях исследуемых, находящихся на всех иерархических уровнях психологической структуры личности.

4. Учет соответствия индивидуально-типологических (генетических) особенностей работы головного мозга стилю умственной деятельности в разных видах учебной и трудовой активности.

5. Выявление степени соответствия (ранга) исследуемого требованиям профессии к индивидуально-психологическим свойствам индивида.

Цели и задачи

      Целью спецкурса «Системная профессиональная ориентация (СПО)» является подготовка  психологов-профориентологов, владеющих новейшими  методами  системной аппаратурно-программной диагностики и коррекции способностей и профессионально-важных качеств (ПВК) для осуществления эффективной профессиональной ориентации и профессиональной консультации населения, в т.ч. старшеклассников и молодежи, а также осуществления профессионального отбора и профессионального подбора кадров для предприятий и организаций.

     Задачи спецкурса:

- овладение    слушателями    понятийным    аппаратом  психологии труда в русле системной профессиографии, профессиональной ориентации, профессиональной консультации, профессионального отбора и профессионального подбора кадров;

- овладение базовыми основами системной психологической диагностики  и коррекции способностей и профессионально-важных качеств (ПВК);

- освоение комплекса сертифицированных аппаратурных методов и методик  на  приборе «Активациометр»;

- освоение алгоритма осуществления системной профессиональной ориентации и профессиональной консультации с учетом индивидуально-психологических особенностей консультируемого;

- овладение методами профессионального отбора и профессионального подбора кадров для предприятий и организаций с учетом индивидуально-психологических особенностей, в т.ч. обучаемости исследуемого;

- освоение методики составления требований профессии к психологическим свойствам человека (психограмм) на основе системного аппаратурного психологического исследования.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Наименование разделов, дисциплин и тем

Всего час.

Ле

кц.

Практ.

Раздел 1. История и современное состояние  традиционной профориентации

 

4

4

 

Тема 1. Направления  традиционной профориентации – профессиональное: просвещение, диагностика, консультирование, отбор, адаптация

 

1

1

 

Тема 2. Типологии профессий по Е.А. Климову и по Голланду

1

1

 

Тема 3. Профессиография и психография

1

1

 

Тема 4. Достижения и недостатки традиционной профориентации

1

1

 

Раздел 1. Теоретические основы системной профориентации

4

4

 

Тема 1. Системный подход как теоретико-методологическая основа системной  профориентации

2

2

 

Тема 2. Психологическая структура личности и закономерности ее системной организации.

1

1

 

Тема 3. АПК «Активациометр» как средство системной аппаратурной психодиагностики и психокоррекции в  профориентации

1

 

1

Раздел 2.  Профориентационная диагностика и коррекция индивидуального стиля умственной деятельности и его адекватности 

10

5

5

Тема 1.Диагностика активации и функциональной асимметрии мозга как нейродинамической детерминанты умственной деятельности.

 

2

 

1

 

1

Тема 2. Диагностика ведущей руки и ведущего глаза как показателей специализации полушарий

2

1

1

Тема 2.Диагностика и коррекция индивидуально-типологической и ситуативной характеристик умственной деятельности

 

2

 

1

 

1

Тема 3. Составление заданий для  профориентационой диагностики индивидуального стиля умственной деятельности и его адекватности 

 

2

 

1

 

1

Тема 4.  Процедура диагностики адекватности индивидуального стиля умственной деятельности в профориентации.

 

2

 

1

 

1

Раздел 3. Профориентационная психофизиологическая диагностика

8

4

4

Тема 1.Диагностика силы НС

1

0,5

0,5

Тема 2.Диагностика подвижности НС

1

0,5

0,5

Тема 3.Диагностика баланса НС

1

0,5

0,5

Тема 4.Диагностика лабильности НС

1

0,5

0,5

Тема 5. Диагностика и коррекция РДО

1

0,5

0,5

Тема 6. Диагностика и коррекция простой и сложной двигательной реакции

2

1

1

Тема 7. Диагностика и коррекция интуиции

1

0,5

0,5

Раздел 4. Профориентационная диагностика и коррекция психических состояний и работоспособности

8

3

5

Тема 1. Психические состояния в труде

2

2

 

Тема 2. Диагностика психических состояний

2

 

2

Тема 3. Коррекция психических состояний

2

 

2

Тема 4. Диагностика динамики работоспособности

2

1

1

Раздел 5. Профориентационная диагностика психических процессов.

6

3

3

Тема.1. Диагностика дифференциального порога ощущений в зрительном анализаторе 

1

0,5

0,5

Тема 2. Диагностика эмоциональной чувствительности 

1

0,5

0,5

Тема 3. Диагностика и коррекция восприятия пространственных отрезков (глазомера)     

 

1

0,5

0,5

Тема 4. Диагностика  и коррекция избирательности внимания

1

0,5

0,5

Тема 5. Диагностика  и коррекция переключаемости внимания

1

0,5

0,5

Тема 6. Диагностика  и коррекция концентрации внимания

1

0,5

0,5

Раздел 6. Профориентационная диагностика двигательных функций

8

4

4

Тема 1. Диагностика абсолютного порога ощущений в двигательном анализаторе 

1

0,5

0,5

Тема 2. Диагностика дифференциального порога ощущений в двигательном анализаторе 

1

0,5

0,5

Тема 3. Диагностика простой и сложной двигательной реакции

2

1

1

Тема 4. Диагностика реакции на движущийся объект

1

0,5

0,5

Тема 5. Диагностика тремора

1

0,5

0,5

Тема 6.  Диагностика двигательной памяти

1

0,5

0,5

Тема 7.  Диагностика координации движений

1

0,5

0,5

Раздел 6. Диагностика и коррекция надежности в экстремальной ситуации

6

3

3

Тема 1.Диагностика и коррекция психоэмоциональной устойчивости

1

0,5

0,5

Тема2. Диагностика и коррекция устойчивости умственной деятельности

1

0,5

0,5

Тема 3. Диагностика и коррекция устойчивости психомоторики

1

0,5

0,5

Тема 4.Диагностика и коррекция стабильности

1

0,5

0,5

Раздел 5.Диагностика и коррекция психической саморегуляции в ЭС 

2

1

1

Раздел 7. Системная детекция лжи как средство  профориентационной диагностики

10

4

6

Тема1. Теория системной детекции лжи.

2

2

 

Тема 2. Сопровождение системной детекцией лжи профориентационных опросников

1

 

1

Тема3. Подготовка вопросов

2

1

1

Тема 4. Фоновая диагностика

2

 

2

Тема 5. Предтестовая беседа

1

1

 

Тема 6. Основное исследование

2

 

2

Раздел 8. Диагностика и коррекция межличностного взаимодействия как средство  профориентации.

6

2

4

Тема.1. Основные понятия и общая характеристика методики диагностики и коррекции межличностного взаимодействия

2

2

 

Тема 2 Методика диагностики межличностного взаимодействия

2

 

2

Тема 3. Методики коррекции межличностного  взаимодействия

2

 

2

Раздел 9. Составление итогового заключения

6

3

3

Тема 1. Составление итогового профориентационного заключения об обследуемом

2

1

1

Тема 2. Составление итогового заключения о профессиональной пригодности обследуемого

2

1

1

Тема 3. Составление рекомендаций о развитии способностей и профессионально-важных качеств обследуемого

2

1

1

  Выпускная работа               Зачет

 

 

 

ИТОГО

76

38

38

 

 

 

4. Дьяченко А.А., Щипанова Д.Е. Рабочая программа дисциплины по выбору (ОД.А 05.1) «Системная диагностика человека: теория и практика»: модуль основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (ОПОП ППО) по специальностям научных работников: 19.00.01.Общая психология, психология личности, история психология. 19.00.07. Педагогическая психология. 19.00.13. Психология развития, акмеология. ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Отдел аспирантуры и докторантуры. Кафедра теоретической и экспериментальной психологии. Екатеринбург, 2012.

«Цель курса – знакомство с основами, структурой и принципами системной диагностики человека, а также конкретными методами и аппаратурой для ее реализации.

Курс включает теоретическую и практическую части объемом по 12 и 24  учебных часов соответственно. В первом разделе рассматривается теория системной диагностики, где раскрывается роль системного подхода в диагностике человека, формулируются принципы системной диагностики, а также принципы подбора и создания методов и аппаратуры для ее осуществления. Далее рассматриваются теория и методы диагностики свойств, находящихся на основных уровнях иерархической структуры человека: соматический, психофизиологический, уровень психических состояний, процессов, свойств личности.

Практические занятия посвящены овладению конкретными методами и методиками системной диагностики человека, реализуемыми с помощью прибора «Активациометр». В каждом случае изучаются: общая характеристика метода, процедура диагностики, обработка результатов, их интерпретация, пути практического использования.

 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

Всего зач. ед. (часов)

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

 

Аудиторные занятия:

1,5 (54)

 

Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

0,5 (18)

 

Семинары и практические занятия

1 (36)

 

Самостоятельная работа аспиранта

0,5 (18)

 

 

ИТОГО

2 (72)

 

Вид итогового контроля:

Зачет

 

2.2. Тематический план изучения дисциплины

 

№ п/п

Наименование тем лекций и др. видов занятий

Бюджет времени

Из них по видам учебных занятий

Примечание

Лекции

Семинары и практичес-кие занятия

Самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Теоретические основы системной диагностики человека

1

Принципы системной диагностики человека

6

2

2

2

 

2

Компоненты системной диагностики человека

6

2

2

2

 

3

Методы системной диагностики человека

6

2

2

2

 

Раздел 2. Практика системной диагностики человека

4

Системная соматическая диагностика

6

2

2

2

 

5

Психофизиологическая диагностика

6

2

2

2

 

6

Диагностика психических процессов и состояний

7

1

4

2

 

7

Диагностика психоло-гических, социальных и социально-психологических свойств личности

7

1

4

2

 

Раздел 3. Прибор «Активациометр АЦ-6» как средство системной диагностики

8

Общее устройство прибора

7

1

4

2

 

9

Диагностические возможности прибора

7

1

4

2

 

10

Процедура диагностики

8

2

6

-

 

11

Обработка данных и по-становка системного диагностического заключения

6

2

4

-

 

 

ИТОГО:

72

18

36

18

 

               

 

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

3.1.Техническое и программное оснащение занятий

Аппаратурное устройство "Активациометр АЦ-6".

Персональный компьютер с установленной операционной системой Windows 95120001XP.  Компьютерная программа, обеспечивающая работу аппаратурного устройства "Активациометр АЦ-6".

… Литература

Цагарелли Ю.А. Теория и практика системной диагностики человека в психологии. В кн.: Системные исследования в общей и прикладной психологии / Ю.А. Цагарелли. Набережные Челны, 2000.

Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека в практической психологии: учебное пособие / Ю.А. Цагарелли. Казань, 2000».

Примечание.  Основой содержания и структуры вышеизложенной программы «Системная диагностика человека: теория и практика» явилось учебное пособие Ю.А.Цагарелли «Теория и практика системной диагностики человека». Казань, Изд-во «Таглимат» ИЭУиП, 2002 – 168 с.

 

 

 

5. Калаков Н.И., Седунова А.С. Учебная программа повышения квалификации профессорско - преподавательского состава  по направлению «Инновационная деятельность:  комплексное прогнозирование в образовании». ГОУ ВПО Ульяновский государственный университет. Ульяновск, 2007 г.

«2.5. Диагностика индивидуально-личностного потенциала. Предпосылки применения аппаратурных методов в системной психодиагностике. Общая характеристика диагностической аппаратуры (Активациометр АЦ-9К, ГРВ-Компакт и др.). Современные методы диагностического аппаратурного исследования. Сравнительный анализ преимуществ и недостатков аппаратурной диагностики и неинструментальных тестовых методов. Базовые параметры комплексной диагностики индивидуально-личностного потенциала человека. 

Система комплексной диагностики индивидуально-личностного потенциала человека. Особенности индивидуально-личностной диагностики у людей с различными социальными и психологическими характеристиками: гендерный, возрастной, культурно-образовательный и индивидуально-психологический аспекты. Организация работы учебно-исследовательской лаборатории с применением современных программ комплексной диагностики: неинструментальных и инструментальных (Активациометр АЦ-9К, ГРВ-Компакт и др.) методов изучения человека, программ автоматизированной диагностики.

2.6. Прогнозирование профессиональной деятельности

…Прогнозирование по функциональным резервам. Прогнозирование по показателям высшей нервной деятельности.

Индивидуально-типологические критерии эффективности коррекционных подходов. Апробация методов диагностики и коррекции психофизиологического состояния: практическая работа с аппаратурой и программами в электрофизиологической лаборатории. Системный подход к прогнозированию профессиональной успешности.

Знакомство с инструментальными методами диагностики. Проведение наглядного исследования  соматических и психофизиологических свойств человека с использованием прибора «Активациометр АЦ-9К». 

 

 

 

6. Ажимова О.А. начальник отдела психологического обеспечения деятельности сотрудников Управления кадров МВД по РТ, полковник милиции, кандидат пед. наук

Модель психологической работы с сотрудниками при включении в резерв для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел по опыту работы подразделения психологического обеспечения  МВД по Республике Татарстан. Казань: МВД РТ, 2009 

«…Разработанная и применяемая в МВД по Республике Татарстан модель психологической работы с сотрудниками при формировании резерва для назначения на должности руководящего состава органов внутренних дел и работе с ним позволяет оптимизировать (гуманизировать) диагностические мероприятия, получать максимально полную и достоверную информацию о сотрудниках, выявлять кандидатов, имеющих корыстную мотивацию к службе, внеслужебные отношения с криминальными структурами, а также дает возможность их психологической подготовки и оказания им необходимой психологической помощи.

…Обращаясь к статистике последних трех лет, необходимо отметить, что из всего отряда претендентов для включения в состав резерва кадров, используя психологические технологии, было отсеяно до 10% кандидатов.

…В ходе основного этапа проводится диагностика сотрудника с использованием  прибора «Активациометр».

Особенность проведения психологической диагностики с использованием прибора «Активациометр» заключается, во-первых, в том, что исследование не ограничивается регистрацией физиологических реакций на тестовый материал, а включает в себя исследование особенностей мышления, активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Во-вторых, данное исследование предусматривает дополнительную диагностику целого ряда индивидуально-психологических особенностей испытуемого, которые в последующем при интерпретации результатов специального психофизиологического исследования с использованием полиграфного устройства (СПФИ), повышают их достоверность.

Так, при интерпретации психоэмоциональных реакций испытуемого целесообразно учитывать его психоэмоциональную устойчивость и лабильность нервной системы. При интерпретации времени реакции – тип мышления и подвижность нервной системы.

Таким образом, использование в диагностике прибора «Активациометр» позволяет существенно повысить достоверность результатов исследования.

…Грамотно осуществляемая работа с сотрудниками, включенными в резерв для назначения на должности руководящего состава, оказывает положи­тельное влияние на работу органа внутренних дел в целом,     значи­тельно повышая ее эффективность».

 

 

 

7. Программа дополнительного образования «Системная диагностика человека: теория и практика». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет.  2005

«Программа повышения квалификации предназначена для психологов, менеджеров по персоналу, работников систем образования, здравоохранения, социальной защиты, служб занятости, силовых ведомств, студентов 3-5 курсов психологических специальностей.

Краткое содержание программы. Теоретические основы системной диагностики человека: принципы, компоненты, методы. Практика системной диагностики человека: измерение соматических психофизиологических свойств; психических процессов и состояний; психологический, социально-психологических и социальных свойств личности. Обработка данных и постановка системного диагноза.

В процессе занятий слушатели получают индивидуальные результаты диагностики свойств, находящихся на основных уровнях иерархической структуры человека.

Объем программы 30 часов.

По окончании программы слушателям выдается сертификат о повышении квалификации и лицензия на использование прибора «Активациометр АЦ-6.

 

 

 

8. Программа повышения квалификации «Профессиональный выбор и психологические факторы успешной карьеры»  ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2005 

Программа повышения квалификации предназначена для всех, кто заинтересован адекватностью собственного профессионального выбора и возможностями успешного построения карьеры, студентов всех  курсов всех специальностей и учащиеся старших классов.

Краткое содержание программы

Часть I. Оптимальный профессиональный выбор как согласование трех составляющих «Хочу», «Могу» и «Надо».

  «Хочу»: определение профессиональных интересов и склонностей (профориентационный тренинг, методика “Психосементическая диагностика срытой мотивации” методика рисуночных метафор “Жизненный путь”). Подбор профессий и специальностей, максимально соответствующих интересам и склонностям слушателя семинара, а также требованиям к условиям труда и т.п.

  «Могу»: изучение индивидуально-психологических особенностей как внутренних условий успешной профессиональной карьеры: исследование психофизиологических свойств (аппаратурная система  «Активациометр АЦ-6»)….

«Надо»: оценка состояния рынка труда на примере г. Екатеринбурга по данным служб занятости города.

    Часть II. Прогноз успешности освоения выбранной профессии и эффективности профессиональной карьеры на основе психологического портрета слушателя семинара, составленного по результатам комплексной профориентационной диагностики.

 

 

 

9. Образовательная программа «Твое профессиональное призвание. Министерство труда и занятости Республики Татарстан, 2003. / [Электронный ресурс] - URL Архив - Анализ рынка труда РТ

Источник [Электронный ресурс] Архив - Анализ рынка труда РТ

 

. . . В целях внедрения новых форм и методов работы по психологической поддержке безработных граждан с 12 по 16 мая 2003 года Министерством труда и занятости республики были организованы курсы повышения квалификации для руководителей клубов ищущих работу и курсов <Новый старт> г.г. Альметьевска, Азнакаево, Бугульмы, Зеленодольска, Набережных Челнов, Лениногорска, Чистополя.

. . . В план занятий входило освоение новой образовательной программы «Твое профессиональное призвание», автоматизированного комплекса профессионального консультирования <Кем быть?> и знакомство с системной диагностикой человека с помощью прибора <Активациометр АЦ-6>.

. . . ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТВОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗВАНИЕ» является составной частью методического обеспечения государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения Республики Татарстан, разработана по заказу Минтруда РТ и предназначена для профориентационной работы с молодежью.

. . . <Активациометр АЦ-6> представляет собой универсальный портативный прибор, включающий в себя шесть устройств, позволяющих осуществлять широкий спектр психофизиологической диагностики. Он может быть использован при проведении профессионального отбора, профориентации, а также в оценке психоэмоциональной устойчивости и прогнозировании психоэмоциональных состояний у безработных граждан в ситуации поиска работы и трудоустройства.

. . . Обучение по данному прибору проводил профессор Юрий Алексеевич Цагарелли - Генеральный директор международного объединения <Акцептор>, непосредственного производителя прибора.

 

 

 

10. Цагарелли Ю.А. Рабочая программа повышения квалификации «Системная психологическая диагностика и коррекция в государственной службе». Высшая школа государственного и муниципального управления Казанского федерального ун-та. Казань, 2014.

Психологическая структура личности госслужащего как предмет системной психологической диагностики и коррекции в государственной службе.

Индивидуальный стиль умственной деятельности госслужащего.

Диагностика индивидуального стиля умственной деятельности госслужащего на АПК «Активациометр».

Коррекция индивидуального стиля умственной деятельности госслужащего.

Влияние психического состояния на работу госслужащего.

Диагностика психического состояния госслужащего на АПК «Активациометр».

Коррекция психического состояния госслужащего с помощью АПК «Активациометр».

Диагностика склонности к риску на АПК «Активациометр».

Индивидуальные проявления склонности к риску в работе госслужащего.

 

 

 

11. Цагарелли Ю.А. Рабочая программа повышения квалификации «Психологические аспекты профилактики коррупционных проявлений». Высшая школа государственного и муниципального управления Казанского федерального ун-та Казань, 2015.

Темы:

Психосоматические последствия коррупционного поведения. Диагностика психосоматических заболеваний на АПК «Активациометр»

Влияние коррупционного стресса на развитие инсульта. Диагностика стресса на АПК «Активациометр»

Опасные психические состояния как следствие коррупционного поведения.  Диагностика психических состояний на АПК «Активациометр»

Свойства нервной системы и их проявления в различных формах коррупционного поведения. Диагностика свойств нервной системы на АПК «Активациометр»

Особенности умственной деятельности  в ситуации коррупционного поведения. Диагностика умственной деятельности  и ее адекватности на АПК «Активациометр»

Психологические свойства личности и их проявления в различных формах коррупционного поведения. Диагностика свойств личности на АПК «Активациометр»

Системная детекция лжи на АПК «Активациометр» как способ борьбы с коррупцией.

 

 

 

12. Новое направление подготовки «Системная диагностика человека и его коррекция в образовательном процессе вуза». Казанский национальный исследовательский технологический университет. Казань, 2012. / [Электронный ресурс] - URL: www.kstu.ru 

В ЦППК ВСС осуществляется профессиональное повышение квалификации по направлению  «Системная диагностика человека и его коррекция в образовательном процессе вуза» (72 часа)

 

 

 

 

13. АКТИВАЦИОМЕТР./ Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края.2014./[Электронный ресурс] - URL: shilk-pravda.ru›?p=7067 

Недавно в Министерстве труда и социальной защиты Забайкальского края прошел семинар-совещание со специалистами государственных учреждений социального обслуживания, использующими в работе аппаратно-программный комплекс «Активациометр».

АПК «Активациометр» используется в 16 государственных учреждениях социального обслуживания, с его помощью проведена диагностика более 500 человек.

В ходе совещания проведен анализ информации государственных учреждений социального обслуживания по использованию аппаратно-программного комплекса «Активациометр».

Специалисты ГКУСО «Центр медико-социальной реабилитации инвалидов «Росток» Забайкальского края поделились опытом по использованию аппаратно-программного комплекса «Активациометр» и методиками диагностики психоэмоциональных состояний методом регистрации активации полушарий головного мозга.

Напомним, что программно-аппаратный комплекс «Активациометр» предназначен для системной диагностики человека. В том числе, диагностики соматических свойств методом акупунктурной диагностики; диагностики соматических свойств методом измерения температуры в точках акупунктуры; диагностики индивидуальной совместимости организма с органическими и неорганическими веществами по методу Р. Фолля; диагностики психофизиологических свойств: активации и функциональной асимметрии полушарий (ФАП) головного мозга; свойств нервной системы: силы, подвижности, баланса нервных процессов по возбуждению и торможению, лабильности по методу КЧСМ; диагностики психоэмоциональных состояний; диагностики психических процессов: ощущений и чувствительности; восприятия пространственных отрезков (глазомера); двигательных функций: двигательной памяти, проприорецепции, координации движений; ведущей руки; мышления; диагностики психологических свойств личности: надежности в экстремальной ситуациии; психоэмоциональной устойчивости; стабильности, устойчивости ФАП, саморегуляции, эмоциональной реактивности, самооценки и ее адекватности; диагностики социально-психологических, социальных и иных свойств, изучаемых методами экспертной оценки, анкетами и опросниками; детекции лжи; диагностики регулирующих и саморегулирующих воздействий.

 

 

 

14. Астраханские специалисты познакомились с разработчиком Активациометра. Астрахань.2018. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

В научно-практическом центре реабилитации детей «Коррекция и развитие» состоялось знаменательное событие: разработчик аппаратного диагностического комплекса «Активациометр», доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник науки и техники РФ Юрий Цагарелли представил свою новую разработку.

Учитывая долголетнее сотрудничество с центром, зная актуальность темы работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, он предложил функциональную музыку, как инструмент коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья.

«В рамках работы координационного центра по оказанию методической помощи специалистам области, мы пригласили коллег для ознакомления с новой технологией и на встречу с автором аппаратного комплекса „Активациометр“, который успешно применяется в учреждениях соцсферы Астраханской области», — прокомментировала старший методист Юлия Правдина.

Кандидат психологических наук, руководитель методического отделения Центра психолого-педагогического реабилитации и коррекции «Росток» (город Казань) Елена Цагарелли рассказала о построении детско-родительского взаимодействия, как основного ресурса социализации ребёнка с ОВЗ.

 

 

 «Нам, участникам стажировочной площадки, представилась уникальная возможность лично присутствовать на презентации нового для нас реабилитационного метода, — поделилась впечатлениями участник стажировочной площадки Татьяна Серб, руководитель „Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи“ в городе Пскове. — В центре мы ознакомились с практикой применения комплексного диагностического аппарата для построения индивидуальной программы. На семинаре я получила возможность задать вопросы непосредственно разработчику, договориться о сотрудничестве».

 

 

 

15. Специалисты астраханского центра «Коррекция и развитие» ознакомились с новыми возможностями аппаратного комплекса. Астрахань.2018. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

В научно-практическом центре реабилитации детей «Коррекция и развитие» прошёл вебинар с отечественным разработчиком аппаратного диагностического комплекса «Активациометр» Юрием Цагарелли.

Доктор психологических наук, профессор высших учебных заведений Казани, предложил научному сообществу термин «системная психологическая диагностика», разработал её теорию и методы. Центр одним из первых в Астраханской области внедрил в работу аппаратный комплекс с целью диагностики функциональной асимметрии полушарий головного мозга (ФАП) и психоэмоциональных состояний (ПС) детей, а также результативности проведённых реабилитационных и абилитационных мероприятий.

Специалисты регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра организовали трансляцию для всех заинтересованных лиц в регионе, включая организации, подведомственные министерству социального развития и труда, министерствам образования и здравоохранения, а также учебные заведения.

Сегодня речь шла о новых способах практического использования АПК «Активациометр» для повышения эффективности диагностики, коррекции и развития детей с расстройствами аутистического спектра, а также в профориентационной работе с подростками. Разработчик рассказал об инновационных особенностях системной профориентации, поделился алгоритмом проведения диагностических мероприятий.

 

 «Практика применения системной аппаратурной психологической технологии с применением АПК «Активациометр» на протяжении семи лет показала её эффективность, - прокомментировала заведующая отделением комплексной экспертизы и диагностики Марина Мельникова. – Аппаратурная диагностика важных свойств, находящихся на всех уровнях структуры личности, даёт возможность для всех видов психолого-педагогической работы с детьми».

 

 

 

16. Участники стажировочной площадки из Псковской области взяли на вооружение технологии астраханских коллег. Астрахань.2018. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

Источник: Министерство соцразвития и труда 25.05.2018 15:55

 

В Научно-практическом центре реабилитации детей «Коррекция и развитие» закончила свою работу профессиональная стажировочная площадка для специалистов из Псковской области «Инновационный подход в работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках социального сопровождения». «Много внимания было уделено диагностике, как аппаратной, так и нейропсихологической.

 

 

 

Эта информация особо ценна, так как полученные данные становятся основой индивидуальной программы ребёнка», ­ поделилась участник площадки, директор областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Лиляна Телишева. ­ Большое впечатление произвело техническое оснащение центра, мы впервые познакомились с инновационными технологиями отечественных разработчиков:  «Активациометром»….

 

 

 

17. Встреча психологов — экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области. Астрахань.2015. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

Источник: Правительство Астраханской области 21.10.2015 17:49

 

На базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие» в формате дискуссионной площадки прошла очередная встреча психологов — экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области.

Поводом для дискуссии послужило возросшее количество обращений по вопросу проведения судебно-психологической экспертизы в досудебном расследовании семейных споров раздельно проживающих родителей. Компетентными лицами в этом вопросе выступают специалисты — психологи различных учреждений социальной сферы.

Заключение, составленное психологом, во многом определяет дальнейшую судьбу ребёнка, проживающего с одним из родителей.

При составлении объективного и обоснованного заключения эксперты опираются на высокоэффективные методы диагностики, в том числе и аппаратной, хорошо зарекомендовавших себя в сфере медицины, психологии, педагогики, в следственной работе при раскрытии уголовных преступлений. Один только аппаратурно-программный комплекс «Активациометр» позволяет провести 83 диагностических и коррекционно-развивающих методики. По словам заместителя директора по научно-методической работе Ирины Рахманиной, такой подход повышает объективность и беспристрастность экспертов и работников смежных служб в решении спорных вопросов по заявлениям родителей и других заинтересованных лиц.

Встреча имела большой практический результат. Эксперты обсудили случаи из судебной практики, распространённые ошибки при проведении процедуры экспертизы, а также актуальные направления исследования внутрисемейного взаимодействия.

 

 

 

18. Эффективные методы диагностики на защите интересов ребёнка. Астрахань.2018. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

На базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие» в формате дискуссионной площадки прошла очередная встреча психологов – экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области.

Поводом для дискуссии послужило возросшее количество обращений по вопросу проведения судебно-психологической экспертизы в досудебном расследовании семейных споров раздельно проживающих родителей. Компетентными лицами в этом вопросе выступают специалисты - психологи различных учреждений социальной сферы.

Заключение, составленное психологом, во многом определяет дальнейшую судьбу ребёнка, проживающего с одним из родителей. При составлении объективного и обоснованного заключения эксперты опираются на высокоэффективные методы диагностики, в том числе и аппаратной, хорошо зарекомендовавших себя в сфере медицины, психологии, педагогики, в следственной работе при раскрытии уголовных преступлений. Один только аппаратурно-программный комплекс «Активациометр» позволяет провести 83 диагностических и коррекционно-развивающих методики.

…По словам заместителя директора по научно-методической работе Ирины Рахманиной, такой подход повышает объективность и беспристрастность экспертов и работников смежных служб в решении спорных вопросов по заявлениям родителей и других заинтересованных лиц.

Встреча имела большой практический результат. Эксперты обсудили случаи из судебной практики, распространённые ошибки при проведении процедуры экспертизы, а также актуальные направления исследования внутрисемейного взаимодействия.

 

 

 

19. Повышение квалификации. Казанский (Приволжский) Федеральный университет . Казань, 2012. / [Электронный ресурс] – URL КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Преподаватели кафедры психологии, сотрудники факультета психологии и педагогики, а также студенты факультета психологии и педагогики с 8 по 11 апреля 2012 года проходили обучение по программе «Теория и практика работы на аппаратурно программном комплексе «Активациометр». В рамках программы слушатели знакомились с системной психологической диагностикой человека, системной психологической коррекцией, а также системной детекцией лжи

 

 

 

Занятия проводил генеральный директор Международного научно-производственного объединения «Акцептор», действительный член Международной Академии психологических наук, доктор психологических наук, профессор Юрий Алексеевич Цагарелли.

 

 

 

20. Итоги поездки в Ульяновск. Тольяттинский государственный университет. Институт непрерывного профессионального образования «Инновационная деятельность: комплексное прогнозирование в образовании». / [Электронный ресурс] – URL edu.tltsu.rusites/site.php…

Курсы повышения квалификации ППС по направлению «Инновационная деятельность: комплексное прогнозирование в образовании» при Ульяновском университете позволили сформировать представление о теоретико-методологических и технологических основах комплексного прогнозирования в сфере образования. Структура занятий была тщательно продумана, лекционный материал сочетался с тренингами по педагогике и психологии. Полезными и очень интересными были занятия в учебно-исследовательской лаборатории с применением современных программ комплексной диагностики.

Каждый слушатель курсов прошел диагностику активации, психоэмоциональных состояний и функциональной асимметрии полушарий, диагностику лабильности и восприятия пространственных отрезков. По результатам исследование каждому были даны практические советы по коррекции психоэмоционального состояния. Доктор биологических наук Гондарева Л.Н. провела занятия по прогнозированию профессионального здоровья человека на основе исследования психофизиологических свойств человека с использованием приборов «Активациометр АЦ-9К» и полиграфа «Барьер - 14».

 

 

 

21. Открытие инновационной сессии. КФУ.  Елабужский институт. Елабуга, 2011. / [Электронный ресурс] – URL КФУ (kpfu.ru)  21 ноября 2011.

21 ноября 2011 года состоялось открытие инновационной сессии кафедры психологии. В 114 и 112 аудиториях факультета психологии и педагогики преподаватели кафедры психологии Исмаилова Н.И. и Минахметова А.З продемонстрировали возможности

 

.  

психодиагностических методик учебно-научной лаборатории и аппаратно-комплексного прибора «Активациометр» для психодиагностики синдрома «эмоционального выгорания». В работе первого дня инновационной сессии приняли участие преподаватели и сотрудники кафедры психологии.

 

 

 

22. Реализация программы развития института, или как растет наша техническая база. / Газета филиала Казанского (Приволжского) федерального университета в г. Елабуга. / [Электронный ресурс] – URL kpfu.rudocs/F1878786077/maj.pdf

Программно-аппаратный комплекс «Активациометр».

Он предназначен для системной диагностики соматических свойств методом акупунктурной диагно-стики; методом измерения температуры в точках акупунктуры;  диагностики индивидуальной совместимости организма с органическими и неорганическими веществами по методу Р. Фолля; диагностики психофизиологических свойств: активации и функциональной асимметрии полушарий (ФАП) головного мозга; свойств нервной системы: силы, подвижности, баланса нервных процессов по возбуждению и торможению, лабильности по методу КЧСМ; диагностики психоэмоциональных состояний; психических процессов: ощущений и чувствительности; восприятия пространственных отрезков (глазомера); двигательных функций: двигательной памяти, проприорецепции, координации движений; ведущей руки; мышления; диагностики психологических свойств личности: надежности в экстремальной ситуациии; психоэмоциональной устойчивости; стабильности, устойчивости ФАП, саморегуляции, эмоциональной реактивности, самооценки и ее адекватности;  диагностики социально-психологических, социальных и иных свойств, изучаемых методами экспертной оценки, анкетами и опросниками; детекции лжи;  диагностики регулирующих и саморегулирующих воздействий.

 

21. В Минсоцтруда и социальной защиты Забайкалья проходят курсы повышения квалификации по программе: «Системная психологическая диагностика и развитие психических функций на аппаратно-программном комплексе «Активациометр» // Министерство труда и социальной защиты Забайкальского края / [Электронный ресурс] – URL kp.ruНовостиКомсомольская правда1863427

Курсы проводятся в рамках реализации подпрограммы «Право быть равным» на 2013-2015 годы государственной программы Забайкальского края «Социальная поддержка граждан в Забайкальском крае» на 2014-2020 годы, а также с целью повышения уровня профессиональной компетенции специалистов государственных учреждений социального обслуживания.

Курсы проводит доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник науки и техники Российской Федерации, руководитель секции системной психологии и отделения системной аппаратурной психологической диагностики и коррекции ЕАЕН, действительный член: ЕАЕН, Российской академии медико-технических наук, Международной академии психологических наук, Балтийской педагогической академии, генеральный директор Международного научно-производственного объединения «Акцептор» - Юрий Алексеевич Цагарелли.

 

 

 

22. Повышение квалификации. Камская государственная Инженерно-экономическая академии  ИНЭКА. Набережные Челны. 2012 / [Электронный ресурс] – URL psy.sucontent/files/Burganova.pdf

Преподаватели кафедры психологии, сотрудники факультета психологии и педагогики, а также студенты факультета психологии и педагогики с 8 по 11 апреля 2012 года проходили обучение по программе «Теория и практика работы на аппаратурно-программном комплексе «Активациометр». В рамках программы слушатели знакомились с системной психологической диагностикой человека, системной психологической коррекцией, а также системной детекцией лжи. Занятия проводил генеральный директор Международного научно-производственного объединения «Акцептор», действительный член Международной Академии психологических наук, доктор психологических наук, профессор Юрий Алексеевич Цагарелли.

 

 

 

23. Путилова Татьяна. В МВД появилась комната страха для милиционеров. Обнинск. 2002. / [Электронный ресурс] - URL: nsk.kp.rudaily/22843.5/19384/(5 Августа 2002, 04:00)

В Обнинском филиале института повышения квалификации стражей порядка разработали лабиринт ужасов. Тому, кто сможет пройти его, уже ничего не страшно. Наш корреспондент смог.

Отступишь назад - провалишься в люк!

Дорога в комнату страха - сама по себе уже кое-что. Спускаемся в подвал по крутой, потертой лестнице. (По ней, говорят, до меня уже три тысячи человек прошли. Интересно, все ли вернулись?) В конце длинного бетонного коридора - крошечная дверь. За ней классная комната. Вдоль стены стоят парты.

- Здесь мы проводим предварительный инструктаж, - психолог Анна Дубовская открывает черный чемоданчик. - Это специальный прибор - активациометр. Модель АТС-6. Он измеряет активацию полушарий головного мозга. Вот сюда кладите ладони, - она показывает на две подушечки на странном приборе. - Нажимайте. 

На датчиках поползли стрелки.- Правое полушарие отвечает за эмоции. А левое - за мышление, - поясняет Анна. - Например, у вас сейчас преобладает мыслительный процесс. Мы снимаем показания перед прохождением лабиринта и после. Измеряем пульс, давление... В результате вычисляем степень тревожности испытуемого.

Все, измерения окончены. На старт!

- Как войдешь, сделай один шаг вперед и поворачивай налево, - инструктирует автор лабиринта подполковник Яценко. - Назад не возвращайся ни в коем случае - в полу может открыться люк. Все, иди! - За мной щелкает дверь, и оказываюсь в кромешной тьме. Лабиринт.

Шаг вперед, налево. Трусихой никогда не была, но сейчас стало жутковато. Как лунатик, вытягиваю перед собой руки, нащупываю стену. Иду. Мои шаги сопровождают ужасные звуки, записанные на пленке. Вот завыла собака. Что-то заскрежетало и ухнуло. Сверкнули фары. Что-то пискнуло. И опять - тишина. Закапала вода. И вдруг что-то ударило по голове. 

Я взвизгнула и вцепилась в «обидчика». Оказалось - обычная пластиковая бутыль. Ноги путаются в каких-то ветках. Страшно! Раздается выстрел, мигает сирена. Натыкаюсь на человеческий труп.- А-а-а! Тьфу ты, это же тряпичная кукла!

Но тут труп надрывно стонет, и эмоции возобладают - истошно ору: 
- Заберите меня отсюда! - кидаюсь назад. Сирена гаснет, в кромешной темноте щупаю стены. Выход? Здесь только что был выход! Ни фига! На голову опускается какая-то полиэтиленовая ерунда. В отчаянии сползаю по стенке.- Вы меня слышите? - кричу в темноту.
В ответ раздался звук, будто что-то взорвалось, и послышался треск разбиваемого стекла.
Как дошла до конца - не помню. Зажмурившись. На ощупь. Вывалилась вся трясущаяся. Пульс подскочил, эмоции «активировались».

….Цель лабиринта - выявить психологическую устойчивость учеников. Выяснить, как они умеют контролировать себя. Это практический тест на внимание и умение действовать в стрессовых ситуациях.

Обычно испытуемым дается до 15 заданий. Обнаружил «труп» - зафиксируй. Услышал пистолетные выстрелы, определи, какой марки и калибра оружие. ..

 

 

 

24. Педагоги-психологи освоили "Активациометр" // Пресс-служба Елабужского института КФУ. Елабуга. 2018. [Электронный ресурс] - URL kpfu.ru›…osnovnye…pedagogi…39aktivaciometr39.html Елаб.филиал КФУ

 Учеба прошла в рамках курса «Психолого-педагогическая поддержка детей с особыми образовательными потребностями в условиях введения ФГОС»

 

 

 

13-14 марта педагоги-психологи образовательных учреждений слушали тему «Инновационные технологии в работе с различными категориями учащихся». Их внедрение является одним из значимых условий, повышающих качество образования на курсах повышения квалификации.

Старший преподаватель кафедры психологии Наиля Исмаилова ознакомила слушателей курсов с программно-аппаратным комплексом «Активациометр АЦ-9К». Каждый педагог на практико-ориентированных занятиях в специализированном и оборудованном кабинете диагностировал функциональную асимметрию полушарий головного мозга; силу, подвижность, уровень работоспособности; чувствительность нервной системы; восприятие пространственных отрезков и многое другое.

Особое внимание уделялось необходимости применять «Активациометр АЦ-9К» в практической работе педагога-психолога с целью:

1. Психологической диагностики учащихся для: а) профессиональной ориентации, б) профессиональной консультации, в) психологического отбора учащихся (для кластеров, а также в школы (классы): математические, спортивные, художественные, музыкальные и др.).

2. Диагностики индивидуально-психологических особенностей как средство обратной связи в индивидуальном подходе в обучении, в частности - при формировании индивидуального стиля деятельности учащихся.

3. Диагностики эффективности учебных занятий путем выявления особенностей их влияния на эмоциональную и когнитивную сферы учащихся.

4. Выявления особо одаренных учащихся с целью составления индивидуальных программ высоких достижений (в математике, спорте, музыке и т.д.).

5. Диагностики детей с особыми образовательными потребностями для подбора индивидуальных коррекционных и развивающих программ.

6. Выявления причин отклонений в поведении детей с целью составления коррекционных программ (повышенная или пониженная эмоциональная напряженность, чувствительность, склонность к риску, способность к саморегуляции психоэмоциональных состояний и т.д.).

 

 

 

25. Особенности работы на аппаратно-программном комплексе «Активациометр АЦ-9К. // Новости регионов. 2 Марта 2017. Чита. 2017. [Электронный ресурс] - URL: region-news.info›news/ID=600359

Ресурсным центром ГУСО ЦПППН «Доверие» Забайкальского края организован и проведен практико-ориентированный семинар на тему «Особенности работы на аппаратно-программном комплексе «Активациометр АЦ-9К».

Семинар проходил в очной форме на базе ГУСО ЦПДОПР им. Н.В. Подгорбунского. Специалисты познакомились с устройством аппаратно-программного комплекса, изучили его технические характеристики и условия эксплуатации. Также в программе семинара были предусмотрены практические занятия по организации и проведению психодиагностических процедур с использованием комплекса.

Всего в работе семинара приняло участие 10 педагогов-психологов учреждений социального обслуживания г. Читы.

 

 

 

26. Обучающий тренинг по работе на аппарате АЦ-9 "Активациометр".// Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток». Казань. 2015. [Электронный ресурс] - URL: edu.tatar.ru›moskow/page1193415.htm…news/863609

21-22 сентября 2015г. на базе ГАОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Росток» 20 специалистов муниципальных психолого-педагогических служб из 21-ого муниципального района Республики Татарстан прошли обучение на методическом семинаре «Системная психологическая диагностика с помощью прибора «Активациометр». Аппаратурно-программный комплекс «Активациометр» предназначен для системной психологической диагностики и развития психических функций.

Обучение проводил автор универсального прибора доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник науки и техники Российской Федерации Ю.А. Цагарелли. По окончанию обучения участникам были вручены сертификаты.

 

 

 

27. Психологи УФСИН России по Владимирской области обменялись опытом с московскими коллегами. Владимир. 2016 / [Электронный ресурс] - URL: 33.фсин.рф›Новости›detail.php/ELEMENT_ID…

С 7 по 9 декабря в  межрегиональном отделе психологической работы (МОПР)  УФСИН России по Владимирской области с целью прохождения стажировки и обмена опытом побывали сотрудники УФСИН России по Московской области.

Сотрудники МОПР показали московским коллегам возможности работы психокоррекционного оборудования, размещённого в кабинете групповой работы с сотрудниками УФСИН. Было также проведено рабочее совещание по рассмотрению современных методов и приемов работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы и осужденными.

 

 

На базе ИК-5 г. Владимира сотрудники МОПР УФСИН совместно с психологами учреждения и представители московского УФСИН  отработали такие вопросы психологического сопровождения, как обследование вновь прибывших осужденных, составление заключений, адресных рекомендаций, индивидуальных программ психологического сопровождения осужденных и возможные пути их коррекции.

Психологи ИК-5 г. Владимира широко используют метод экспресс-диагностики сотрудников заступающих караулов и дежурных смен на программном комплексе «Активациометр-6к».  В ходе прохождения стажировки психологи Московской области имели возможность ознакомиться с работой на данном  приборе.