В судебной экспертизе и в медиа комплаенс контроль системе

 

  1. Цагарелли Ю.А Цагарелли Е.Б. Системная психолого-педагогическая экспертиза.
  2. Мирошник Е.В. Пантелеев Б.Н. Трудноразрешимые конфликты
  3. Мирошник Е.В. Независимая психологическая экспертиза в помощь высококонфликтным семьям.
  4. Цагарелли Ю.А. Методика психологического анализа произведений средств массовой информации о судебной власти.
  5. Эффективные методы диагностики на защите интересов ребёнка. (Астрахань, 2015).
  6. Встреча психологов — экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области.
  7. Ларина Ирина. Психологическое заключение.
  8. Пантелеев Б.Н. Медиа комплаенс контроль система.
  9. Медиамагнатам пригрозили участью Березовского.

 

 

 

 

1. Цагарелли Ю.А. Цагарелли Е.Б. Системная психолого-педагогическая экспертиза. Программа повышения квалификации. Казань: МНПО «Акцептор» 2016.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. В России ежегодно более 600 тыс. детей переживают развод родителей. Развод является психотравмирующей ситуацией и обусловливает различного рода психологические нарушения у всех членов семьи. Наиболее всего семейный конфликт отражается на ребенке, так как он находится в промежуточном положении относительно враждующих сторон, «меж двух огней», при этом, очень часто испытывая к обоим родителям теплые чувства. В случаях, когда родители не могут прийти к соглашению о порядке участия каждого из них в воспитании ребенка, вопрос об опеке, месте жительства и порядке общения с ребенком решается в суде. При вынесении решения суд обязан учитывать предпочтения ребенка. Однако мнение детей младшего возраста (до 10 лет) не всегда является столь весомым в силу зависимости взглядов ребенка от мнения значимого окружения (особенно точки зрения тех людей, с которыми проживает ребенок).

При возникновении вопросов, требующих от судьи специальных познаний в области психологии, судья может назначить психологическую (психолого-педагогическую, комплексную психолого-психиатрическую) экспертизу.

Такая экспертиза может быть назначена судьей и при рассмотрении дел, связанных с нарушениями прав ребенка в учреждениях образования (школьных, дошкольных, внешкольных и др.), а также в различных социальных группах (спортивных «болельщиков», дворовых команд, товарищей и др.). 

Определение и специфика.

Психолого-педагогическая экспертиза – это вид судебной экспертизы, целью которой является оказание содействия судам, судьям, лицам производящим дознание, адвокатам в вопросах требующих специальных знаний в области педагогики и психологии, а именно определение индивидуально-психологических особенностей ребенка, его родителей, других родственников, опекунов, лиц, причастных к обучению и воспитанию ребенка (учителей, воспитателей, тренеров и др.), а также иных лиц, оказывающих влияние на его поведение и деятельность (товарищей, членов референтной группы и др.).

Независимая судебная психолого-педагогическая экспертиза проводится в интересах несовершеннолетнего ребенка. Она назначается судом при решении вопросов, касающихся определения места жительства несовершеннолетнего ребенка, определения режима общения ребенка с отдельно проживающими родителями или другими родственниками, нанесения психологической травмы несовершеннолетнему в результате действий со стороны родителей, родственников, опекунов, педагогов образовательных учреждений, а также иных лиц, оказывающих влияние на ребенка.

Психолог-педагог, привлекаемый судом в качестве эксперта, в ходе психолого-педагогической экспертизы дает профессиональную оценку психических процессов, состояний, свойств личности подэкспертного; его отношение к конкретной ситуации; влияния этого отношения на поведение; обобщение полученных в процессе экспертизы данных в виде его психологического портрета.

При рассмотрении споров о воспитании ребенка после развода родителей психолого-педагогическая экспертиза ставит своей задачей психологический анализ личности ребенка, матери, отца, их системы ценностей, эмоциональных отношений к ребенку и друг к другу, по результатам которого эксперт дает рекомендации относительно того, с кем из родителей будет проживать ребенок, и какое участие родители будут принимать в его воспитании. При этом необходимо свести к минимуму травмирующие психику ребенка последствия развода родителей, обеспечено гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка.

Психолого-педагогическая экспертиза так же проводится в тех случаях, когда необходимо выявить психологические особенности обучения и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении, установить у него наличие педагогической запущенности и ее степень, психологического инфантилизма, отставания в интеллектуальном развитии, возможности и пути их психолого-педагогической коррекции, а также способности и возможности одного или обоих родителей воспитывать и обучать ребенка и др.

Психолого-педагогическая экспертиза осуществляется по правилам проведения судебной экспертизы, утвержденным в Федеральном законе о государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ

«Статья 7. Независимость эксперта

При производстве  судебной  экспертизы  эксперт независим, он не может  находиться  в  какой-либо  зависимости  от  органа  или   лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь  на  результатах проведенных   исследований   в  соответствии  со  своими  специальными знаниями.

Не допускается  воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов  дознания,  лиц,   производящих   дознание,   следователей   и прокуроров,   а   также  иных  государственных  органов,  организаций, объединений и отдельных лиц в  целях  получения  заключения  в  пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные  в  оказании  воздействия  на  эксперта,  подлежат ответственности   в   соответствии   с   законодательством  Российской Федерации.

Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно – экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами

В соответствии   с   нормами   процессуального   законодательства Российской  Федерации  судебная  экспертиза  может  производиться  вне государственных  судебно  — экспертных учреждений лицами,  обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами».

Специфические особенности системной психолого-педагогической экспертизы. Системная психолого-педагогическая экспертиза имеет четыре  специфические особенности, одновременно являющиеся и ее преимуществами:

1. В качестве теоретико-методологической основы экспертизы используется системный подход, в частности, принципы и положения системно-структурного, системно-функционального и системно-генетического подхода. Это существенно повышает: научную обоснованность экспертного заключения, его полноту и валидность.

2. На основном этапе экспертизы при непосредственном проведении процедуры диагностического обследования главную роль играют точные методы аппаратурной психологической диагностики. Это существенно повышает точность экспертного заключения и позволяет исследовать показатели, которые нельзя исследовать без аппаратуры (соматическую совместимость между людьми, типологические свойства нервной системы и др.).

3. При необходимости используется методика системной детекции лжи. Она дает возможность выявить истинность или ложность пояснений подэкспертного по обстоятельствам дела, а также способствует существенному повышению достоверности психодиагностических опросников.

4. Для выяснения способности к обучаемости подэкспертных, а также при необходимости проведения с ними коррекционно-развивающей работы используются методики аппаратурной психолого-педагогической коррекции. Это может способствовать выявлению причин недостаточного развития тех или иных свойств ребенка, педагогической запущенности - по вине родителей (учителей, опекунов) или из-за недостаточного уровня генетически обусловленных задатков и способностей.

Эксперт должен иметь соответствующее базовое образование и пройти курс обучения по направлению «Системная психолого-педагогическая экспертиза».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ образовательной программы «Системная психолого-педагогическая экспертиза»

Целью образовательной программы «Системная психолого-педагогическая экспертиза» является подготовка  психологов-экспертов, владеющих новейшими  методами  аппаратурно-программной системной диагностики и коррекции для психологического сопровождения семьи и учебно-воспитательного процесса в кризисных условиях жизнедеятельности, а также для совместной работы с юристами с целью подготовки  психолого-педагогических экспертных заключений в суд и опеку.

Задачи:

- овладение    слушателями  основами правового аспекта  проведения системной психолого-педагогической экспертизы;

-  освоение методологии и структуры  психолого-педагогических экспертных заключений;

- овладение теоретическими основами системной психолого-педагогической диагностики  и коррекции с позиций проведения психолого-педагогической экспертизы;

- освоение аппаратурных методик  психолого-педагогической диагностики  и коррекции на  приборе «Активациометр АЦ-9К» для проведения психолого-педагогической экспертизы;

- овладение    категориальным    и понятийным аппаратом семейной психологии и   конфликтологии;

2. СРОК ОБУЧЕНИЯ и виды учебной работы

Обучение рассчитано на  72  учебных часа занятий  без отрыва от производства.

3.   ПРОГРАММА КУРСА

3.1 СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ, РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Модуль 1. Правовые основы проведения системной психолого-педагогической экспертизы (с учетом особенностей местного законодательства).

Модуль 2. Теоретические основы системной психолого-педагогической диагностики и коррекции для психолого-педагогической экспертизы

Тема 1.Теоретические основы системной психодиагностики и психокоррекции.

Тема 2. Психологическая структура личности и закономерности ее системной организации.

Тема 3. АПК «Активациометр» как средство системной аппаратурной психодиагностики и психокоррекции для проведения психолого-педагогической экспертизы

Модуль 3. Аппаратурные методы  психолого-педагогической диагностики  и коррекции на  приборе «Активациометр АЦ-9К»

Раздел 1. Диагностика и коррекция индивидуального стиля поведения и его адекватности

Тема 1.Диагностика активации и функциональной асимметрии мозга как нейродинамической детерминанты умственной деятельности.

Тема 2. Адекватность индивидуального стиля умственной деятельности в поведении.

Тема 3. Диагностика и коррекция индивидуального стиля поведения.

Раздел 2. Диагностика типологических свойств НС

Тема 1. Диагностика силы НС. Теппинг-тест

Тема 2. Диагностика подвижности НС

Тема 3. Диагностика баланса НС

Тема 4. Диагностика лабильности НС

Раздел 3. Диагностика и коррекция психических процессов и психологических свойств

Тема 1. Диагностика и коррекция эмоциональной чувствительности

Тема 2. Диагностика и коррекция внимания

Тема 3. Диагностика и коррекция склонности к риску

Тема 4. Диагностика и коррекция самооценки личности

Тема 5. Диагностика и коррекция психомоторики

Раздел 4. Диагностика соматической и психологической совместимости между людьми

Тема 1.Диагностика соматической совместимости между людьми

Тема 2. Диагностика психологической совместимости между людьми

Раздел 5. Диагностика и коррекция надежности в экстремальной ситуации и конфликтах

Тема 1.Диагностика и коррекция психоэмоциональной устойчивости

Тема 2. Диагностика и коррекция устойчивости умственной деятельности

Тема 3. Диагностика и коррекция устойчивости психомоторики

Тема 4. Диагностика и коррекция стабильности

Раздел 6.Диагностика и коррекция психической саморегуляции

Тема 1. Диагностика психической саморегуляции

Тема 2. Коррекция психической саморегуляции

Раздел  7 Диагностика и коррекция агрессивного поведения

Тема 1.Теория агрессивного поведения. Структура детерминант агрессивного поведения

Тема. 2. Индивидуальные особенности профилактики агрессивного поведения

 Раздел 8. Системная детекция лжи как средство психолого-педагогической экспертизы достоверности информации

Тема 1.Теория системной детекции лжи

Тема 2. Предварительная личностная диагностика при использовании детекции лжи для психолого-педагогической экспертизы

Тема 3. Основная (контрольная) диагностика в детекции лжи

Тема 4. Системная детекция лжи как средство повышения достоверности опросников, применяемых в психолого-педагогической экспертизе 

Модуль 4. Положения семейной психологии и конфликтологии

в системной психолого-педагогической экспертизе (30 часов)

Раздел 1. Основные положения психологии семьи

Тема 1.Семья как система. Структура и функции семьи.

Тема 2. Типология семейных отношений.

Тема 3. Динамика развития семейных взаимоотношений. Семейные кризисы, способы их преодоления

Тема 4. Семейные конфликты, виды, причины, динамика протекания, стратегии поведения, способы их разрешения. Типология дисгармоничных семей.

Тема 5. Развод. Понятие «благополучный развод». Повторный брак.

Раздел 2. Семья как институт первичной социализации ребенка

Тема 1. Детско-родительские отношения в семье, их основные характеристики

Тема 2. Стили общения и взаимодействия родителей с ребенком, типы семейного воспитания

Тема 3. Конфликтные и проблемные ситуации в детско-родительских отношениях, способы их разрешения.

Тема 4. Влияние дисгармоничных взаимоотношений родителей на психику ребенка.

Тема 5. Психологические проблемы ребенка в ситуации развода родителей.

Тема 6. Психологические проблемы усыновления детей.

Раздел 3. Диагностические методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы

Тема 1. Аппаратурные методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы.

Тема 2. Проективные методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы.

Тема 3. Бланковые методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы.

3.2. Распределение часов программы по разделам и темам

 

Наименование модулей, разделов, и тем

Всего часов (аудитор.)

В том числе:

Лекции

Практ занятия

Модуль 1.  Правовые основы проведения системной психолого-педагогической экспертизы.

 

10

10

 

Модуль 2. Теоретические основы системной психолого-педагогической диагностики и коррекции для психолого-педагогической экспертизы.

6

6

 

Тема 1. Системный подход как теоретико-методологическая основа системной психодиагностики и психокоррекции с позиций психолого-педагогической экспертизы.

2

2

 

Тема 2. Психологическая структура личности и закономерности ее системной организации.

2

2

 

Тема 3. АПК «Активациометр» как средство системной аппаратурной психодиагностики и психокоррекции для проведения психолого-педагогической экспертизы

2

2

 

 

 

Модуль 3. Аппаратурные методы  психолого-педагогической диагностики  и коррекции на  приборе «Активациометр АЦ-9К»

34

6

18

Раздел 1. Диагностика и коррекция индивидуального стиля поведения и его адекватности

6

 

6

Тема 1.Диагностика активации и функциональной асимметрии мозга как нейродинамической детерминанты умственной деятельности.

2

 

2

Тема 2. Адекватность индивидуального стиля умственной деятельности в поведении.

2

 

2

Тема 3. Диагностика и коррекция индивидуального стиля поведения.

2

 

2

Раздел 2. Диагностика типологических свойств НС

4

 

4

Тема 1. Диагностика силы НС. Теппинг-тест

1

 

1

Тема 2. Диагностика подвижности НС

1

 

1

Тема 3. Диагностика баланса НС

1

 

1

Тема 4. Диагностика лабильности НС

1

 

1

Раздел 3. Диагностика и коррекция психических процессов и психологических свойств

8

1

7

Тема 1. Диагностика и коррекция эмоциональной чувствительности

1

 

1

Тема 2. Диагностика и коррекция внимания

2

 

2

Тема 3. Диагностика и коррекция склонности к риску

1

 

1

Тема 4. Диагностика и коррекция самооценки личности

2

1

1

Тема 5. Диагностика и коррекция психомоторики

2

 

2

Раздел 4.Диагностика соматической и психологической совместимости между людьми

2

 

2

Тема 1.Диагностика соматической совместимости между людьми

1

 

1

Тема 2.Диагностика психологической совместимости между людьми

1

 

1

Раздел 5.Диагностика и коррекция надежности в экстремальной ситуации и конфликтах

2

 

2

Тема 1.Диагностика и коррекция психоэмоциональной устойчивости

0,5

 

0,5

Тема 2. Диагностика и коррекция устойчивости умственной деятельности

0,5

 

0,5

Тема 3. Диагностика и коррекция устойчивости психомоторики

0,5

 

0,5

Тема 4. Диагностика и коррекция стабильности

0,5

 

0,5

Раздел 6.Диагностика и коррекция психической саморегуляции

2

 

2

Тема 1. Диагностика психической саморегуляции

1

 

1

Тема 2. Коррекция психической саморегуляции

1

 

1

Раздел  7 Диагностика и коррекция агрессивного поведения

2

2

 

Тема 1.Теория агрессивного поведения. Структура детерминант агрессивного поведения

1

1

 

Тема 2. Индивидуальные особенности профилактики агрессивного поведения

1

1

 

Раздел 8. Системная детекция лжи как средство психолого-педагогической экспертизы достоверности информации

8

2

6

Тема 1. Теория системной детекции лжи

2

2

 

Тема 2. Предварительная личностная диагностика при использовании детекции лжи для психолого-педагогической экспертизы

2

 

2

 Тема 3. Основная (контрольная) диагностика в детекции лжи

2

 

2

Тема 4. Системная детекция лжи как средство повышения достоверности опросников, применяемых в психолого-педагогической экспертизе

2

 

2

Модуль 4. Положения семейной психологии и конфликтологии в системной психолого-педагогической экспертизе.

30

22

8

Раздел 1. Основные положения психологии семьи

10

10

 

Тема 1. Семья как целостная система. Структура и функции семьи

2

2

 

Тема 2. Типология семейных отношений

2

2

 

Тема 3. Динамика развития семейных взаимоотношений. Семейные кризисы, способы их преодоления

2

2

 

Тема 4. Семейные конфликты, виды, причины, динамика протекания, стратегии поведения, способы их разрешения. Типология дисгармоничных семей.

2

2

 

Тема 5. Развод. Понятие «благополучный развод». Повторный брак.

2

2

 

Раздел 2. Семья как институт первичной социализации ребенка

12

12

 

Тема 1. Детско-родительские отношения в семье, их основные характеристики

2

2

 

Тема 2. Стили общения и взаимодействия родителей с ребенком, типы семейного воспитания

2

2

 

Тема 3. Конфликтные и проблемные ситуации в детско-родительских отношениях, способы их разрешения.

2

2

 

Тема 4. Влияние дисгармоничных взаимоотношений родителей на психику ребенка

2

2

 

Тема 5. Психологические проблемы ребенка в ситуации развода родителей.

2

2

 

Тема 6. Психологические проблемы усыновления детей

2

2

 

Раздел 3. Диагностические методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы

8

 

8

Тема 1. Аппаратурные методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы

2

 

2

Тема 2. Проективные методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы

4

 

4

Тема 3. Бланковые методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы

2

 

2

Выпускная работа

 

 

 

ИТОГО

72

 

 

 

3.3. ИТОГОВАЯ  АТТЕСТАЦИЯ

Основной формой итоговой аттестационной работы является проведение слушателем самостоятельно итоговой психолого-педагогической экспертизы, по результатам которой составляется экспертное заключение для суда или органов опеки и попечительства.

В задания по проведениям итоговых психолого-педагогических экспертиз следует включать вопросы, актуальные при рассмотрении гражданских дел.

В частности, следует включать вопросы, предусмотренные ст.125 СК РФ  при рассмотрении гражданских дел об усыновлении ребенка:

  • Определить индивидуально-психологические особенности ребёнка;
  • Определить психологическую совместимость ребёнка с каждым из предполагаемых усыновителей;
  • На основе анализа психологических нужд и потребностей развития ребёнка, определить способности  и возможности каждого из предполагаемых усыновителей на удовлетворение психологических нужд ребёнка в настоящем и будущем, дать оценку эффективности детско-родительского взаимодействия и стилей воспитания каждого из предполагаемых усыновителей;
  • Определить особенности влияния предполагаемых усыновителей на психическое развитие ребёнка, его психическое состояние (условия воспитания, особенности поведения и взаимоотношений предполагаемых усыновителей и т.д.);
  • Определить индивидуально-психологические особенности предполагаемых усыновителей и их влияние на осуществление ими родительских прав и обязанностей в соответствии с интересами ребёнка;
  • Определить возможность предполагаемых усыновителей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и с учётом интересов ребёнка заниматься духовно-нравственным воспитанием ребёнка.

В задания по проведениям итоговых психолого-педагогических экспертиз следует включать также вопросы, касающиеся определения места проживания несовершеннолетнего ребенка после развода родителей:

1. Какие индивидуально-психологические особенности подэкспертных лиц (истца, ответчика) и в какой мере способны оказать влияние (как положительное, так и отрицательное) на психику  и поведение несовершеннолетнего ребенка в настоящее время и в будущем?

2. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего ребенка?

3. Какова психологическая совместимость несовершеннолетнего ребенка с родителями (матерью и отцом), а также с другими наиболее значимыми для ребенка членами семьи? Каковы причины и последствия недостаточной психологической совместимости (при ее наличии)? 

4. Имеет ли несовершеннолетний ребенок какие-либо негативные представления о наиболее значимых для него членах семьи? Если имеет, то чем это обусловлено и насколько объективно?

5. Испытывает ли несовершеннолетний ребенок психологическое давление со стороны наиболее значимых для него членов семьи? Если испытывает, то с чьей стороны?

6. Может ли общение несовершеннолетнего ребенка с отцом или с матерью оказывать негативное влияние на его психическое развитие и поведение?

7. Каков психологический климат в семье истца? Будет ли он способствовать или препятствовать гармоничному развитию личности несовершеннолетнего ребенка и его психологическому комфорту?

8. Каков психологический климат в семье ответчика? Будет ли он способствовать или препятствовать гармоничному развитию личности несовершеннолетнего ребенка и его психологическому комфорту?

9. С кем из родителей целесообразно определить дальнейшее проживание несовершеннолетнего ребенка, исходя из его психологических особенностей и интересов?

10. Каков рекомендуемый порядок общения несовершеннолетнего ребенка с отдельно проживающим родителем, исходя из его психологических особенностей и интересов?

11. Возможно ли осуществление опроса в судебном заседании несовершеннолетнего ребенка, с учетом его психических особенностей и развития и в какой мере его ответы могут соответствовать истинному положению вещей?

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

4.1 Основная литература

1. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций. Учебное пособие.- Казань: Изд-во «Познание» ИЭУП, 2009.-492 с.

2. Экман П. Возрастная психология. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 272 с.

3. Семейный кодекс РФ.

4. Астахов П.А., Семейные споры.-М.:Эксмо,2006.-384с.

5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: [учебное пособие для вузов / Е. И. Артамонова и др.] ; под ред. Е. Г. Силяевой. М. : Академия , 2011. 190, [2] с.

4.2 Дополнительная литература

1. Конфликтология: учебник / А. Я. Кибанов [и др.; под ред. А. Я. Кибанова]; Гос. ун-т упр. Москва: ИНФРА-М , 2012. 300, [1] с. ил.

 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер. - 2008.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер. - 2008.

4. Козер Л. Основы конфликтологии.- СПб. - 2001.

5. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - М., Аст. - 2005.

6. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.: Наука, - 1999.

7. Вдовина М. В. Семейная конфликтология : учебное пособие / М. В. Вдовина; Ин-т переподгот. и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социал. защиты населения г. Москвы. - Москва: ИПК ДСЗН, 2011. - 263 с.

8. Щукина Н. П. Технология урегулирования семейных конфликтов / Н. П. Щукина и др. ; Самар. гос. ун-т. - Самара: Универс групп, 2011. - 127 с.

9.  Бакланова О. Э.        Личностные особенности и характер поведения супругов в семейных конфликтах / О. Э. Бакланова, Н. А. Муханова //Психологический журнал.- 2011 Т. 32, № 2. - С. 48-58.

4.3   Программное и техническое обеспечение

1. АПК «Активациометр АЦ-9К»

 

 

 

2. Мирошник Е.В. Пантелеев Б.Н. Трудноразрешимые конфликты // О проблемах эффективности взаимодействия правоприменителей и независимых экспертных организаций при защите прав и интересов детей высококонфликтных семей. /Под ред. канд. юр.н., советника юстиции Б.Н.Пантелеева.– М. АНО «Агентство правовой информации «Человек и Закон». – 2017. – 141 с.

   В гражданском судопроизводстве чаще всего экспертизе подвергаются межличностные отношения: В настоящее время в России слишком мало специализированных центров судебно- психологической, а тем более комплексной судебно-психологической экспертизы. Еще меньше центров так называемой независимой экспертизы. Хотя любая психологическая экспертиза, если она выполнена квалифицированно, – независимая. Встает вопрос и о качестве экспертизы, методах исследования, используемых психологами для проведения экспертизы.

   По мнению Ю. Чупрова, чаще всего при проведении экспертиз выявляются такие ошибки, как:

– выход за рамки профессиональной компетенции;      

– незнание временных границ отдельных состояний;

– использование названий методик без расшифровки их сути, что не позволяет определить адекватность их использования в контексте данной экспертизы;

– сумма экспериментальных данных не всегда дает нужный и объективный результат, особенно когда их отбор осуществлялся бессистемно 

– несоответствие экспериментальных данных психолога и результатов учебной и социальной адаптации подэкспертного.

В связи с этим многие исследователи5 подчеркивают, что неиспользование системного подхода при проведении психологической экспертизы высококонфликтной семьи приводит к недостаточной валидности психологического исследования из-за неверного или недостаточного понимания функциональной сущности изучаемого свойства. Например, не учитываются функциональные особенности компонентов психического состояния (ПС), в частности то, что эмоциональный компонент отвечает за мобилизационную и защитную функции, а когнитивный – за оценочную и сигнальную.

Поэтому один и тот же уровень психической напряженности может быть обусловлен разными причинами и по-разному интерпретироваться. В связи с этим необходимо учитывать не только количественную, но и качественную характеристику ПС, обусловленную вкладом каждого полушария мозга и отражаемую величиной их функциональной асимметрии (ФАП). Правополушарное смещение ФАП под влиянием тестового материала говорит о мобилизационно- защитной реакции, а левополушарное смещение ФАП – об оценочно-сигнальной. сегодня возникла необходимость создания набора методик, объединенных общей теоретической платформой и единым методологическим подходом.

Специалисты антикризисной службы, опираясь на иерархическую структуру человека6, а также на принципы и закономерности системного подхода, разработали базовые критерии оценки уровня конфликтности и адекватности членов высококонфликтной семьи, позволяющие решать обозначенные выше задачи.

Для теоретического решения проблемы целесообразно использовать теорию системной психологической диагностики, а для практического исследования – систему диагностических и коррекционных методик, реализуемых на аппаратурно - программном комплексе (АПК) «Активациометр» (Ю. Цагарелли) и компьютерной технологии самооздоровления (КТС) «Кабинет ЭЗ» (Е. Мирошник). Для наиболее эффективной помощи детям из высококонфликтных семей и точного психологического исследования адекватности индивидуального стиля семейного поведения (ИССП) необходимо использовать методики оценки достоверности информации.

Под адекватным ИССП мы понимаем такой стиль поведения, который соответствует ндивидуально- типологическим особенностям человека, стремящегося к наилучшему осуществлению семейных отношений. Решающую роль в ИССП и его адекватности играет индивидуальный стиль умственного компонента.

Несомненный интерес имеет учет психологом - экспертом антикризисной службы семьи соответствия или несоответствия родительского воздействия особенностям каждого ребенка. Психологическая экспертиза высококонфликтной семьи предполагает учет достоверности информации при выяснении отношения к ребенку каждого из родителей.

В этих целях используется методика «Информационная адекватность», осуществляемая с помощью АПК «Активациометр»7. После подготовки вопросов для беседы и ввода их в программу АПК «Активациометр» можно проводить психологическое исследование участников процесса, по оценке уровня достоверности их информации.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что предлагаемая современными учеными антикризисная модель «Адаптивная семья» и вышеописанная система осуществления психологической экспертизы высококонфликтной семьи реально позволяют наиболее объективно определить, с кем из родителей на данный момент времени ребенок более совместим и кто из них может способствовать наиболее адекватному развитию ребенка. Таким образом оказывается инструментальная квалифицированная помощь правоохранительным органам и суду.

 

 

 

3. Мирошник Е.В. Независимая психологическая экспертиза в помощь высококонфликтным семьям. // О проблемах эффективности взаимодействия правоприменителей и независимых экспертных организаций при защите прав и интересов детей высококонфликтных семей. /Под ред. канд. юр.н., советника юстиции Б.Н.Пантелеева.– М. АНО «Агентство правовой информации «Человек и Закон». – 2017. – 141 с.

исследователи подчеркивают, что неиспользование системного подхода при проведении психологической экспертизы высококонфликтной семьи приводит к недостаточной валидности психологического исследования из-за неверного или недостаточного понимания функциональной сущности изучаемого свойства. Например, не учитываются функциональные особенности компонентов психического состояния (ПС), в частности, что эмоциональный компонент отвечает за мобилизационную и защитную функции, а когнитивный за оценочную и сигнальную. Поэтому один и тот же уровень психической напряженности может быть обусловлен разными причинами и по-разному интерпретироваться.

В этой связи необходимо учитывать не только количественную, но и качественную характеристику ПС, обусловленную вкладом каждого полушария мозга и отражаемую величиной их функциональной асимметрии (ФАП). Правополушарное смещение ФАП под влиянием тестового материала говорит о мобилизационно-защитной реакции, а левополушарное смещение ФАП – об оценочно-сигнальной.

Сегодня возникла необходимость создания набора методик, объединенных общей теоретической платформой и единым методологическим подходом. Специалистами Антикризисной службы, опираясь на иерархическую структуру человека[7], а также принципы и закономерности системного подхода, разработаны базовые критерии оценки уровня конфликтности и адекватности членов высококонфликтной семьи, позволяющие решать обозначенные выше задачи.

Для теоретического решения проблемы целесообразно использовать теорию системной психологической диагностики, а для практического исследования – систему диагностических и коррекционных методик, реализуемых на Аппаратурно-программном комплексе АПК «Активациометр» (Ю. Цагарелли) и Компьютерной технологии самооздоровления КТС «Кабинет ЭЗ» (Е. Мирошник).

Для наиболее эффективной помощи детям из высококонфликтных семей и точного психологического исследования адекватности индивидуального семейного поведения (ИССП) необходимо использовать методики оценки достоверности информации. Под адекватным индивидуальным стилем семейного поведения мы понимаем такой ИССП, который соответствует индивидуально-типологическим особенностям человека, стремящегося к наилучшему осуществлению семейных отношений.

Решающую роль в ИССП и его адекватности играет индивидуальный стиль умственного компонента ИССП. Весьма распространены случаи, когда желание иметь хорошие семейные отношения не соответствует реалиям этих отношений из-за неправильного (неадекватного) поведения членов семьи. Это порождает комплекс неполноценности (комплекс неудачника), который в одних случаях проявляется в стремлении самоутвердиться на членах семьи, в конфликтном поведении, нетерпимости, грубости; в других случаях, напротив, - в чрезмерной зависимости и покорности, в безоговорочном подчинении самым нелепым требованиям.

Несомненный интерес имеет учет психологом-экспертом Антикризисной службы семьи соответствия или несоответствия родительского воздействия особенностям ИСУД ребенка. Психологическая экспертиза семьи предполагает учет достоверности информации при выяснении отношения к ребенку каждого из родителей. С этой целью используется методика «Информационная адекватность», осуществляемая с помощью АПК «Активациометр».

Рассмотрим основные вопросы, которые могут быть использованы для проверки информационной адекватности обследуемых членов семьи. В ходе беседы важно наблюдать за поведением испытуемого, фиксируя его вербальные и невербальные реакции. На основании совокупности полученных результатов составляется комплексное психологическое заключение по запрашиваемой проблеме.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что предлагаемая Антикризисная модель «Адаптивная семья» (Семейный ресурс) и вышеописанная система осуществления психологической экспертизы высококонфликтной семьи, позволяет наиболее объективно определить с кем, на данный момент времени, из родителей, ребенок более совместим и кто из них может способствовать наиболее адекватному развитию ребенка.

 

 

 

4. Цагарелли Ю.А. Методика психологического анализа произведений средств массовой информации о судебной власти. Пособие для проведения экспертизы. Казань, Поволжское отделение  РАО, 2000. Переиздано: Казань, Экспертный центр правовой поддержки реформ, 2000.

Многие характеристики произведений СМИ, их воздействия на формирование общественного, отношение судей к журналистам и произведениям СМИ, отношение журналистов, опросы общественного мнения могут осуществляться с помощью экспертных оценок, а также анкет и опросников.

Однако с позиций системной диагностики эти методы имеют два существенных недостатка: 1) слишком грубую шкалу для ответов, что противоречит принципу континуума, и 2) отсутствие единой системы измерений, что противоречит принципу стандартизации.

Для устранения этих недостатков мы предложили универсальную диагностическую шкалу, включающую в себя: линейку с двумя разновекторными 25 бальными шкалами. 25 основных баллов каждой шкалы (1балл содержит 10 делений) сгруппированы в 5 разрядов по 5 баллов (с учётом стереотипа школьной оценки). Каждая шкала оснащена ползунком с риской. Универсальная диагностическая шкала имеется в универсальном приборе для системной диагностики человека «Активациометр», выпускаемом в Казани Международным объединением «Акцептор».

Преимуществами этой шкалы являются: большая разрешающая способность, предоставление результата в цифровом виде, стандартность и универсальность. Существенно и то, что с ее помощью ответы на любые анкеты и опросники, а также самооценки и экспертные оценки приводятся к единой системе измерений. Кроме того, эта шкала одинаково удобна для респондентов с любым типом и уровнем мышления.

 

 

 

5. Эффективные методы диагностики на защите интересов ребёнка. Астрахань, 2015. / [Электронный ресурс] - URL: Правительство Астраханской области

На базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие» в формате дискуссионной площадки прошла очередная встреча психологов — экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области.

Поводом для дискуссии послужило возросшее количество обращений по вопросу проведения судебно-психологической экспертизы в досудебном расследовании семейных споров раздельно проживающих родителей. Компетентными лицами в этом вопросе выступают специалисты — психологи различных учреждений социальной сферы.

Заключение, составленное психологом, во многом определяет дальнейшую судьбу ребёнка, проживающего с одним из родителей. При составлении объективного и обоснованного заключения эксперты опираются на высокоэффективные методы диагностики, в том числе и аппаратной, хорошо зарекомендовавших себя в сфере медицины, психологии, педагогики, в следственной работе при раскрытии уголовных преступлений. Один только аппаратурно-программный комплекс «Активациометр» позволяет провести 83 диагностических и коррекционно-развивающих методики.…. По словам заместителя директора по научно-методической работе Ирины Рахманиной, такой подход повышает объективность и беспристрастность экспертов и работников смежных служб в решении спорных вопросов по заявлениям родителей и других заинтересованных лиц.

Встреча имела большой практический результат. Эксперты обсудили случаи из судебной практики, распространённые ошибки при проведении процедуры экспертизы, а также актуальные направления исследования внутрисемейного взаимодействия.

 

 

 

6. Встреча психологов — экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области. Астрахань.2015. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

На базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие» в формате дискуссионной площадки прошла очередная встреча психологов — экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области.

Поводом для дискуссии послужило возросшее количество обращений по вопросу проведения судебно-психологической экспертизы в досудебном расследовании семейных споров раздельно проживающих родителей. Компетентными лицами в этом вопросе выступают специалисты — психологи различных учреждений социальной сферы.

Заключение, составленное психологом, во многом определяет дальнейшую судьбу ребёнка, проживающего с одним из родителей.

При составлении объективного и обоснованного заключения эксперты опираются на высокоэффективные методы диагностики, в том числе и аппаратной, хорошо зарекомендовавших себя в сфере медицины, психологии, педагогики, в следственной работе при раскрытии уголовных преступлений. Один только аппаратурно-программный комплекс «Активациометр» позволяет провести 83 диагностических и коррекционно-развивающих методики. По словам заместителя директора по научно-методической работе Ирины Рахманиной, такой подход повышает объективность и беспристрастность экспертов и работников смежных служб в решении спорных вопросов по заявлениям родителей и других заинтересованных лиц.

Встреча имела большой практический результат. Эксперты обсудили случаи из судебной практики, распространённые ошибки при проведении процедуры экспертизы, а также актуальные направления исследования внутрисемейного взаимодействия.

 

 

 

7. Ларина Ирина. Психологическое заключение. М., 2011.

Источник Copyright © 2011 Психолог Ирина Ларина. All Rights Reserved

 

«…На основании комплексного обследования может быть выдано психологическое заключение для суда. Оно включает в себя:

- заключение квалифицированного специалиста по поводу психологического состояния ребенка;

- заключение по поводу психологического состояния взрослого;

- системную диагностику личности на приборе «Активациометр АЦ-9К» с функцией «достоверность информации». Совместимость членов семьи».

 

 

 

8. Пантелеев Б.Н., кандидат юридических наук, правовой эксперт Общественной палаты России. Медиа комплаенс контроль система. Москва. 2013. / [Электронный ресурс] - URL: Медиа комплаенс контроль система. Казань, 2013.

«Презентованная в Казани 7 мая 2013 года Медиа комплаенс контроль система предусматривает несколько уровней и вариантов реализации.

…Проект полностью готов к запуску организационно, обеспечен кадрами и методическими материалами. Научным руководителем проекта является Юрий Алексеевич Цагарелли доктор психологических наук, профессор, академик МАПН, ЕАЕН, Российской МТА, Балтийской пед. академии, почетный работник науки и техники РФ.

Научная оценка содержания произведений информационного контента и, что еще более важно, – оценка психологического, педагогического, эстетического, нравственного и социально-психологического воздействия этих произведений на потребителя должна соответствовать требованиям объективности, точности, достоверности, достаточности. В этой связи экспертиза, во-первых, должна быть системной, т.е. соответствовать положениям системного подхода.

Во-вторых, экспертиза должна опираться на современные аппаратурные диагностические методики, отличающиеся точностью, валидностью, надежностью и достоверностью. Широко распространенные опросники и наблюдения в т.ч. интроспективные (самонаблюдения) отвечают этим требованиям в гораздо меньшей степени и поэтому не могут быть основным средством экспертизы. Это относится и к компьютеризированным опросникам. Ибо использование компьютера для предъявления вопросов и обработки ответов сути дела не меняет.

В-третьих, ценность экспертного заключения можно существенно повысить путем использования коррекционно-развивающих методик. Например, отсутствие положительного эмоционального воздействия того или иного произведения на человека может быть обусловлено как недостатками исследуемого произведения, так и недостаточной восприимчивостью («эмоциональной тупостью») реципиента.

…Учитывая вышеизложенное, мы рекомендуем теорию, аппаратуру и методики для системной диагностики и коррекции [2], которые целесообразно использовать в предлагаемом проекте. Коллективом Международного научно-производственного объединения «Акцептор» (Казань) создан аппаратурно-программный комплекс (АПК) «Активациометр» для системной диагностики и коррекции (развития) психических, соматических, психофизиологических и личностных качеств, а также для диагностики различных воздействий, в т.ч. произведениями СМИ и иного информационного контента на человека. 
Реализация системного подхода, а также принципов системной диагностики и коррекции позволила АПК «Активациометр» получить существенные преимущества и превзойти отечественные и зарубежные аналоги, о чем свидетельствуют следующие факты.

- АПК «Активациометр» многократно превосходит аналоги по диагностическому и коррекционному охвату значимых свойств аппаратурными методами. Охвачены наиболее значимые свойства всех основных уровней структуры личности: соматические, психофизиологические, психические состояния, психические процессы, психологические и социально-психологические свойства личности. АПК состоит из 16-ти взаимодополняющих устройств, позволяющих реализовать 86 аппаратурных методик. Кроме того, 29 качеств диагностируется по свойствам и симптомокомплексам нервной системы (НС) и 14 качеств по температурным точкам. 

- АПК «Активациометр» позволяет моделировать экстремальную ситуацию (ЭС) и диагностировать реакцию человека на нее. Благодаря этому можно выявить, является ли исследуемое произведение стрессором или, напротив, понижает напряженность человека. 

- Программное обеспечение АПК «Активациометр»: а) автоматически составляет диагностические нормативы для разных групп испытуемых; б) автоматизирует составление психологических портретов исследуемых; в) позволяет компьютеризировать опросники разных видов, г) автоматизирует процедуры диагностики и коррекции, обработку и интерпретацию результатов; д) формирует банк данных; е) отображает текущие и итоговые результаты; ж) оказывает пользователю оперативную помощь; з) обучает работе на АПК.

- Благодаря новым научно-техническим решениям («ноу-хау») датчики АПК «Активациометр» отличаются повышенной точностью, а их использование исключает какие-либо негативные последствия. Результат диагностики и коррекции любого качества отражается цифрой единой 25-ти бальной шкалы. Цифра дает точность диагноза, а единая шкала упрощает понимание общей картины воздействия.

- АПК «Активациометр» характеризуется портативностью методик и аппаратуры. Портативность методик проявляется в быстроте их проведения, а портативность аппаратуры - в компактности и небольшом весе. 

- АПК «Активациометр» имеет функцию системной детекции лжи. Ее целесообразно использовать при исследовании спорных вопросов, а также для существенного повышения достоверности опросов. Последнее обстоятельство позволило включить в АПК компьютерную оболочку для опросников разных видов. 

- Достоинства АПК «Активациометр» подтверждены документами, удостоверяющими его качество и содержащими рекомендации (или предписания) к внедрению (55 документов). В их числе: Постановление Правительства РФ № 190 от 29.03.2007 г., и Распоряжение Правительства РФ № 1198-р от 06. 07. 2012 г., сертификаты (в т.ч. Евростандарта); специальный приз ХI международной выставки VZT 2001 (Прага) от 02.10 2001г.; заключение Центра подготовки космонавтов им.Гагарина № 203/7 от 06.05.1994г.; документы Минздравов СССР, РФ и РТ; Института пси-хологии РАН и мн. др. [3].

Реализация основных положений Медиа комплаенс контроль системы (вариант 1) позволит поднять на качественно новый уровень саморегуляцию журналистского сообщества и медийной сферы в целом. Наличие научно обоснованной и организационно проработанной новой системы измерения качества саморегулирования является серьёзным аргументом для активизации деятельности Общественной коллегии по жалобам на прессу как финального инструмента рассмотрения медиа конфликтов, который больше невозможно будет игнорировать. В настоящее время медиа комплаенс контроль система представляется единственным научным и практическим аргументом против внедрения Закона о приравнивании СМИ к саморегулируемым организациям (СРО). 

Литература

1. Ю.А. Цагарелли. Психология музыкально-исполнительской деятельности (учебное пособие) С-Пб изд-во «Композитор», 2008. - 368 с.

2. Ю.А. Цагарелли. Системная диагностика человека и развитие психических функций (учебное пособие). Казань. Изд-во «Познание» ИЭУП, 2009. – 492 с.

3. Cертификаты и заключения на прибор для системной психологиче-ской диагностики и коррекции «Активациометр». Казань. Международное НПО «Акцептор», 2013. – 70 с.

4. Ю.А. Цагарелли. Методика психологического анализа произведений средств массовой информации о судебной власти (пособие для проведения экспертизы) Казань, Экспертный центр правовой поддерж-ки реформ, 2000. – 23 с.

5.Б.Н.Пантелеев. Восстановить доверие к СМИ. Российская правовая газета ЭЖ-Юрист. №21 (774) май 2013. С.8

 

 

 

9. Медиамагнатам пригрозили участью Березовского. Казань, 2013. / [Электронный ресурс] - URL: PlanetaSMI

Татарстану предложено стать колыбелью системы народного контроля за информационным пространством России. 

Бороться с «чернухой» в СМИ всех видов и мастей, взяв на вооружение международные нормы бизнес-этики, намерена инициативная группа общественных деятелей. Накануне она собрала в ТПП Республики Татарстан пресс-конференцию. Инициаторы «народного контент-контроля» убеждены, что медиамагнаты будут вынуждены поступиться коммерческим интересом и внять рекомендациям по созданию общественно полезного контента.

 

 

 

Юрий Цагарелли и Борис Пантелеев

 

«ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАНО ЗДРАВОМЫСЛЯЩИМИ РОССИЯНАМИ, ЧТО ВЕДУЩИЕ СМИ ЗАНИМАЮТСЯ ДЕБИЛИЗАЦИЕЙ НАСЕЛЕНИЯ» 

Как было нетрудно заметить до начала вчерашнего мероприятия в ТПП, спикеры и представители медийного рынка, приглашенные к участию в пресс-конференции (достаточно узкий круг, руководители, а не рядовые журналисты — ред.), хорошо знакомы друг с другом.

— Официально признано президентом России, главой администрации Ивановым и прочими государственными руководителями, да и все остальные здравомыслящие россияне признают, что ведущие СМИ усиленно занимаются дебилизацией нашего населения. Медиа-структуры выстраивают информационную политику, исходя исключительно из коммерческого интереса, что часто идет вразрез с интересами общества. Существующие законы либо не работают, либо становятся поводом для анекдотов, как закон о запрете мата в СМИ.

Аппаратура испытана на руководителях самого высокого ранга

Юрий Цагарелли создатель «Активациометра» — «детектора лжи», или «черного чемоданчика».

… Собственно, как далее выяснилось, данный аппарат … должен стать одним из ключевых «столпов» формирования доказательной базы против «недобросовестных медиа-магнатов».