В семейной психологии

 

1. Мирошник Е.В. Пантелеев Б.Н. Трудноразрешимые конфликты.

2. Мирошник Е.В. Независимая психологическая экспертиза в помощь высококонфликтным семьям.

3. Сязина Н.Ю. Участие «Мобильной службы инновационных услуг» в комплексном подходе к сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС.

4. Цагарелли Ю.А Цагарелли Е.Б. Системная психолого-педагогическая экспертиза.

5. На службе у семьи. (Газета Ордынского района Новосибирской обл. 14.08.2014 г.)

6. Закирзянова Рамиля. КЦСОН «Игелек узеге» в Актанышском муниципальном районе в 2017 году стал победителем в конкурсе социальных и культурных проектов. (Актаныш, 2018).

7. Все дело в мозге. (Газета «ПЯТНИЦА» 05.10.2007 г. Иркутск).

8. Доклад о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области за 2013 год по реализации стратегии действий в интересах детей в Астраханской области на 2012-2017 годы.

9. В Астраханской области открылся кабинет «Кризисной беременности». (Астрахань, 2013).

10.  В центре «Семья» установлено уникальное оборудование психологической диагностики. (Астрахань, 2013).

11.  Медиаторы центра «семья» помогают астраханцам при возникновении семейных проблем. (Астрахань, 2015).

12.  В Советском районе состоялись общественные слушания учреждений социальной сферы. (Астрахань, 2015).

13.  В Астраханской области работает мобильный информационный пункт по устройству детей-сирот в семьи.

14.  Астраханский социальный центр «Семья»: более 30 тысяч обращений в год. (Астрахань, 2015).

15.  В Астрахани открывается семейный клуб для супружеских пар. (Астрахань, 2015).

16.  Проект «Кафедра замещающего родителя» — в действии. (Астрахань, 2015).

17.   «Добрый автобус» продолжает курсировать по региону. (Астрахань, 2015).

18.  В Володарском районе встречали «Добрый автобус». (Астрахань, 2015).

19.  В Астраханском семейном клубе «Двойное отражение» ждут супружеские пары на занятие. (Астрахань, 2015).

20.  В Астраханской области продолжается работа с замещающими семьями. (Астрахань, 2016).

21.  В наступившем году реабилитационный центр «Коррекция и развитие» представлен в новом статусе. (Астрахань, 2016).

22.  В Харабалинском районе продолжает свою работу школа приёмных родителей. (Астрахань, 2016).

23.  В Астрахани прошёл праздник для замещающих семей. (Астрахань, 2018).

24.  Использование инновационного оборудования в астраханских соцучреждениях приносит положительные результаты. (Астрахань, 2017).

25.  Итоги 2016 года: В Астраханской области вдвое сократилось количество отказов от новорождённых. (Астрахань, 2017).

26.  Участники стажировочной площадки из Псковской области взяли на вооружение технологии астраханских коллег. (Астрахань, 2018).

27.  В центре «Вера» помогают семьям, находящимся на социальном сопровождении. (Астрахань, 2016).

28.  Встреча психологов — экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области. (Астрахань, 2015).

 

1. Мирошник Е.В. Пантелеев Б.Н. Трудноразрешимые конфликты // О проблемах эффективности взаимодействия правоприменителей и независимых экспертных организаций при защите прав и интересов детей высококонфликтных семей. /Под ред. канд. юр.н., советника юстиции Б.Н.Пантелеева.– М. АНО «Агентство правовой информации «Человек и Закон». – 2017. – 141 с.

   В гражданском судопроизводстве чаще всего экспертизе подвергаются межличностные отношения: В настоящее время в России слишком мало специализированных центров судебно- психологической, а тем более комплексной судебно-психологической экспертизы. Еще меньше центров так называемой независимой экспертизы. Хотя любая психологическая экспертиза, если она выполнена квалифицированно, – независимая. Встает вопрос и о качестве экспертизы, методах исследования, используемых психологами для проведения экспертизы.

   По мнению Ю. Чупрова, чаще всего при проведении экспертиз выявляются такие ошибки, как:

– выход за рамки профессиональной компетенции;      

– незнание временных границ отдельных состояний;

– использование названий методик без расшифровки их сути, что не позволяет определить адекватность их использования в контексте данной экспертизы;

– сумма экспериментальных данных не всегда дает нужный и объективный результат, особенно когда их отбор осуществлялся бессистемно 

– несоответствие экспериментальных данных психолога и результатов учебной и социальной адаптации подэкспертного.

В связи с этим многие исследователи подчеркивают, что неиспользование системного подхода при проведении психологической экспертизы высококонфликтной семьи приводит к недостаточной валидности психологического исследования из-за неверного или недостаточного понимания функциональной сущности изучаемого свойства. Например, не учитываются функциональные особенности компонентов психического состояния (ПС), в частности то, что эмоциональный компонент отвечает за мобилизационную и защитную функции, а когнитивный – за оценочную и сигнальную.

Поэтому один и тот же уровень психической напряженности может быть обусловлен разными причинами и по-разному интерпретироваться. В связи с этим необходимо учитывать не только количественную, но и качественную характеристику ПС, обусловленную вкладом каждого полушария мозга и отражаемую величиной их функциональной асимметрии (ФАП). Правополушарное смещение ФАП под влиянием тестового материала говорит о мобилизационно- защитной реакции, а левополушарное смещение ФАП – об оценочно-сигнальной. сегодня возникла необходимость создания набора методик, объединенных общей теоретической платформой и единым методологическим подходом.

Специалисты антикризисной службы, опираясь на иерархическую структуру человека6, а также на принципы и закономерности системного подхода, разработали базовые критерии оценки уровня конфликтности и адекватности членов высококонфликтной семьи, позволяющие решать обозначенные выше задачи.

Для теоретического решения проблемы целесообразно использовать теорию системной психологической диагностики, а для практического исследования – систему диагностических и коррекционных методик, реализуемых на аппаратурно - программном комплексе (АПК) «Активациометр» (Ю. Цагарелли) и компьютерной технологии самооздоровления (КТС) «Кабинет ЭЗ» (Е. Мирошник). Для наиболее эффективной помощи детям из высококонфликтных семей и точного психологического исследования адекватности индивидуального стиля семейного поведения (ИССП) необходимо использовать методики оценки достоверности информации.

Под адекватным ИССП мы понимаем такой стиль поведения, который соответствует индивидуально- типологическим особенностям человека, стремящегося к наилучшему осуществлению семейных отношений. Решающую роль в ИССП и его адекватности играет индивидуальный стиль умственного компонента.

Несомненный интерес имеет учет психологом - экспертом антикризисной службы семьи соответствия или несоответствия родительского воздействия особенностям каждого ребенка. Психологическая экспертиза высококонфликтной семьи предполагает учет достоверности информации при выяснении отношения к ребенку каждого из родителей.

В этих целях используется методика «Информационная адекватность», осуществляемая с помощью АПК «Активациометр». После подготовки вопросов для беседы и ввода их в программу АПК «Активациометр» можно проводить психологическое исследование участников процесса, по оценке уровня достоверности их информации.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что предлагаемая современными учеными антикризисная модель «Адаптивная семья» и вышеописанная система осуществления психологической экспертизы высококонфликтной семьи реально позволяют наиболее объективно определить, с кем из родителей на данный момент времени ребенок более совместим и кто из них может способствовать наиболее адекватному развитию ребенка. Таким образом оказывается инструментальная квалифицированная помощь правоохранительным органам и суду.

 

 

 

2. Мирошник Е.В. Независимая психологическая экспертиза в помощь высококонфликтным семьям. // О проблемах эффективности взаимодействия правоприменителей и независимых экспертных организаций при защите прав и интересов детей высококонфликтных семей. /Под ред. канд. юр.н., советника юстиции Б.Н.Пантелеева.– М. АНО «Агентство правовой информации «Человек и Закон». – 2017. – 141 с.

исследователи подчеркивают, что неиспользование системного подхода при проведении психологической экспертизы высококонфликтной семьи приводит к недостаточной валидности психологического исследования из-за неверного или недостаточного понимания функциональной сущности изучаемого свойства. Например, не учитываются функциональные особенности компонентов психического состояния (ПС), в частности, что эмоциональный компонент отвечает за мобилизационную и защитную функции, а когнитивный за оценочную и сигнальную. Поэтому один и тот же уровень психической напряженности может быть обусловлен разными причинами и по-разному интерпретироваться.

В этой связи необходимо учитывать не только количественную, но и качественную характеристику ПС, обусловленную вкладом каждого полушария мозга и отражаемую величиной их функциональной асимметрии (ФАП). Правополушарное смещение ФАП под влиянием тестового материала говорит о мобилизационно-защитной реакции, а левополушарное смещение ФАП – об оценочно-сигнальной.

Сегодня возникла необходимость создания набора методик, объединенных общей теоретической платформой и единым методологическим подходом. Специалистами Антикризисной службы, опираясь на иерархическую структуру человека[7], а также принципы и закономерности системного подхода, разработаны базовые критерии оценки уровня конфликтности и адекватности членов высококонфликтной семьи, позволяющие решать обозначенные выше задачи.

Для теоретического решения проблемы целесообразно использовать теорию системной психологической диагностики, а для практического исследования – систему диагностических и коррекционных методик, реализуемых на Аппаратурно-программном комплексе АПК «Активациометр» (Ю. Цагарелли) и Компьютерной технологии самооздоровления КТС «Кабинет ЭЗ» (Е. Мирошник).

Для наиболее эффективной помощи детям из высококонфликтных семей и точного психологического исследования адекватности индивидуального семейного поведения (ИССП) необходимо использовать методики оценки достоверности информации. Под адекватным индивидуальным стилем семейного поведения мы понимаем такой ИССП, который соответствует индивидуально-типологическим особенностям человека, стремящегося к наилучшему осуществлению семейных отношений.

Решающую роль в ИССП и его адекватности играет индивидуальный стиль умственного компонента ИССП. Весьма распространены случаи, когда желание иметь хорошие семейные отношения не соответствует реалиям этих отношений из-за неправильного (неадекватного) поведения членов семьи. Это порождает комплекс неполноценности (комплекс неудачника), который в одних случаях проявляется в стремлении самоутвердиться на членах семьи, в конфликтном поведении, нетерпимости, грубости; в других случаях, напротив, - в чрезмерной зависимости и покорности, в безоговорочном подчинении самым нелепым требованиям.

Несомненный интерес имеет учет психологом-экспертом Антикризисной службы семьи соответствия или несоответствия родительского воздействия особенностям ИСУД ребенка. Психологическая экспертиза семьи предполагает учет достоверности информации при выяснении отношения к ребенку каждого из родителей. С этой целью используется методика «Информационная адекватность», осуществляемая с помощью АПК «Активациометр».  

Рассмотрим основные вопросы, которые могут быть использованы для проверки информационной адекватности обследуемых членов семьи. В ходе беседы важно наблюдать за поведением испытуемого, фиксируя его вербальные и невербальные реакции. На основании совокупности полученных результатов составляется комплексное психологическое заключение по запрашиваемой проблеме.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что предлагаемая Антикризисная модель «Адаптивная семья» (Семейный ресурс) и вышеописанная система осуществления психологической экспертизы высококонфликтной семьи, позволяет наиболее объективно определить с кем, на данный момент времени, из родителей, ребенок более совместим и кто из них может способствовать наиболее адекватному развитию ребенка.

 

 

 

3. Сязина Н.Ю. Участие «Мобильной службы инновационных услуг» в комплексном подходе к сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14–16 декабря 2016 г., М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 449 с.

Источник: cdik.net›Ресурсный центр›Детей с расстройствами

 

В данной статье будет представлен опыт организации мобильной службы инновационных услуг при поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на базе ГАУ АО «Научно-практический центр реабилитации детей «Коррекция и развитие» Астраханской области.

Предоставление возможности получения услуг семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, в том числе, проживающим в отдаленных районах:

Выявление психофизиологического статуса и индивидуально-психологических особенностей личности ребенка с помощью прибора «Активациометр»;

• Проведение доклинической диагностики уровня защитных сил организма с помощью диагностического аппарата «Пульс-Антистресс»;

• Визуальный анализ карт активности коры головного мозга на основе результатов диагностики с помощью прибора нейроэнергокартограф;

• Консультирование специалистов, взаимодействующих с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, при построении индивидуальной программы реабилитации;

• Методическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС, и расширение услуг абонентского обслуживания лекотеки;

• Внедрение в практику различных форм взаимодействия специалистов и родителей: Skype-консультирования и веб-семинаров;

Для эффективной работы команда специалистов сформирована по принципу комплексности, например: психолог (формирование коммуникативных навыков взаимодействия с ребенком, сенсорная интеграция), дефектолог (работа по формированию целостного восприятия образа тела), логопед (работа с нарушениями речи), психиатр (медикаментозная терапия) и т.д.

Диагностическая и коррекционная работа

На первом этапе психолог осуществлял системную аппаратную диагностику, позволяющую выявить психофизиологические параметры обследуемого: функциональную асимметрию полушарий, психоэмоциональное состояние, свойства нервной системы, являющиеся детерминантами, обуславливающими развитие психических процессов и свойств человека.

Опираясь на индивидуально-типологический статус обследуемого, специалист совместно с психологом-диагностом строил индивидуальную программу реабилитации, ход реализации которой контролировался с помощью повторных скрининговых замеров. На основе изменений в показателях можно было судить об эффективности реабилитационных мероприятий, а также в ходе реализации программы изменять степень воздействий и способы с учетом промежуточных диагностических срезов.

Для оценки результатов деятельности службы учитывались не только количественные, но и качественные показатели.

Внедрение методов психофизиологической диагностики, коррекции и развития осуществлялось с помощью программно-аппаратных комплексов:

• Программно-аппаратный комплекс «Активациометр» предназначен для диагностики индивидуального психофизиологического статуса с учетом системного подхода: активация полушарий головного мозга, свойства нервной системы, подвижность и инертность нервной системы, внутренний и внешний баланс нервной системы, психоэмоциональное состояние, ведущая рука; диагностика совместимости с конкретными людьми, веществами, игрушками по методу Фолля, диагностика психических процессов и психологических свойств личности.

Компонентами системного подхода являются системно-структурный, системно-функциональный и системно-генетический подходы, что обеспечивает необходимую полноту психодиагностики и психокоррекции, так как дает представление обо всех элементах исследуемой (либо корректируемой) системы;

Расширение адаптационных возможностей детей целевой группы через выявление актуального уровня адаптации и индивидуально-типологического статуса ребенка, позволяющих разработать индивидуальную программу сопровождения ребенка в процессе реабилитации;

• Прогнозирование индивидуального стиля деятельности ребенка с целью эффективного коррекционного воздействия на основе результатов комплексной аппаратной диагностики;

• Проведение консультаций для родителей детей с РАС из отдаленных районов АО по результатам диагностики и по вопросам организации помощи ребенку в домашних условиях;

За время реализации проекта (1,5 года) по результатам диагностических обследований составлены 105 индивидуальных программ реабилитации и определены реабилитационные маршруты для детей целевой группы. 150 родителей и 20 специалистов, непосредственно взаимодействующих с семьей, получили разъяснения результатов диагностики и по дальнейшей реабилитации согласно индивидуальному плану сопровождения. По результатам диагностики 42 детям предложено пройти интенсивный курс реабилитации. 24 ребенка в период работы интегрированных оздоровительных смен и 18 детей в осенне-зимний период прошли интенсивные курсы реабилитации на базе учреждения, включающие комплексные мероприятия, направленные на реабилитацию и оздоровление детей с использованием инновационных методов.

Для 105 семей разработаны рекомендации по дальнейшей реабилитации ребенка в домашних условиях и подобраны дидактические пособия для использования дома. Для каждой семьи выстроен график дистанционных консультаций специалистов по вопросам реабилитации детей.

Выводы

На основании результатов проекта можно сделать ряд выводов относительно того, что внедряемая технология:

• Позволяет использовать комплекс мобильных инновационных услуг в отдаленных районах области и тем самым повысить их качество;

• Позволяет расширять реабилитационное пространство за счет оказания высококвалифицированной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС, проживающим в отдаленных районах;

• Способствует повышению уровня информационной и операционно-деятельностной компетентности родителей детей с РАС.

Таким образом, мобильная служба способствует осуществлению комплексного подхода к социальному сопровождению семей, воспитывающих детей с РАС.

 

 

 

4. Цагарелли Ю.А Цагарелли Е.Б. Системная психолого-педагогическая экспертиза. Программа повышения квалификации Казань: МНПО «Акцептор» 2016.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. В России ежегодно более 600 тыс. детей переживают развод родителей. Развод является психотравмирующей ситуацией и обусловливает различного рода психологические нарушения у всех членов семьи. Наиболее всего семейный конфликт отражается на ребенке, так как он находится в промежуточном положении относительно враждующих сторон, «меж двух огней», при этом, очень часто испытывая к обоим родителям теплые чувства. В случаях, когда родители не могут прийти к соглашению о порядке участия каждого из них в воспитании ребенка, вопрос об опеке, месте жительства и порядке общения с ребенком решается в суде. При вынесении решения суд обязан учитывать предпочтения ребенка. Однако мнение детей младшего возраста (до 10 лет) не всегда является столь весомым в силу зависимости взглядов ребенка от мнения значимого окружения (особенно точки зрения тех людей, с которыми проживает ребенок).

При возникновении вопросов, требующих от судьи специальных познаний в области психологии, судья может назначить психологическую (психолого-педагогическую, комплексную психолого-психиатрическую) экспертизу.

Такая экспертиза может быть назначена судьей и при рассмотрении дел, связанных с нарушениями прав ребенка в учреждениях образования (школьных, дошкольных, внешкольных и др.), а также в различных социальных группах (спортивных «болельщиков», дворовых команд, товарищей и др.). 

Определение и специфика.

Психолого-педагогическая экспертиза – это вид судебной экспертизы, целью которой является оказание содействия судам, судьям, лицам производящим дознание, адвокатам в вопросах требующих специальных знаний в области педагогики и психологии, а именно определение индивидуально-психологических особенностей ребенка, его родителей, других родственников, опекунов, лиц, причастных к обучению и воспитанию ребенка (учителей, воспитателей, тренеров и др.), а также иных лиц, оказывающих влияние на его поведение и деятельность (товарищей, членов референтной группы и др.).

Независимая судебная психолого-педагогическая экспертиза проводится в интересах несовершеннолетнего ребенка. Она назначается судом при решении вопросов, касающихся определения места жительства несовершеннолетнего ребенка, определения режима общения ребенка с отдельно проживающими родителями или другими родственниками, нанесения психологической травмы несовершеннолетнему в результате действий со стороны родителей, родственников, опекунов, педагогов образовательных учреждений, а также иных лиц, оказывающих влияние на ребенка.

Психолог-педагог, привлекаемый судом в качестве эксперта, в ходе психолого-педагогической экспертизы дает профессиональную оценку психических процессов, состояний, свойств личности подэкспертного; его отношение к конкретной ситуации; влияния этого отношения на поведение; обобщение полученных в процессе экспертизы данных в виде его психологического портрета.

При рассмотрении споров о воспитании ребенка после развода родителей психолого-педагогическая экспертиза ставит своей задачей психологический анализ личности ребенка, матери, отца, их системы ценностей, эмоциональных отношений к ребенку и друг к другу, по результатам которого эксперт дает рекомендации относительно того, с кем из родителей будет проживать ребенок, и какое участие родители будут принимать в его воспитании. При этом необходимо свести к минимуму травмирующие психику ребенка последствия развода родителей, обеспечено гармоничное и разностороннее развитие личности ребенка.

Психолого-педагогическая экспертиза так же проводится в тех случаях, когда необходимо выявить психологические особенности обучения и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении, установить у него наличие педагогической запущенности и ее степень, психологического инфантилизма, отставания в интеллектуальном развитии, возможности и пути их психолого-педагогической коррекции, а также способности и возможности одного или обоих родителей воспитывать и обучать ребенка и др.

Психолого-педагогическая экспертиза осуществляется по правилам проведения судебной экспертизы, утвержденным в Федеральном законе о государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ

«Статья 7. Независимость эксперта

При производстве  судебной  экспертизы  эксперт независим, он не может  находиться  в  какой-либо  зависимости  от  органа  или   лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь  на  результатах проведенных   исследований   в  соответствии  со  своими  специальными знаниями.

Не допускается  воздействие на эксперта со стороны судов, судей, органов  дознания,  лиц,   производящих   дознание,   следователей   и прокуроров,   а   также  иных  государственных  органов,  организаций, объединений и отдельных лиц в  целях  получения  заключения  в  пользу кого-либо из участников процесса или в интересах других лиц.

Лица, виновные  в  оказании  воздействия  на  эксперта,  подлежат ответственности   в   соответствии   с   законодательством  Российской Федерации.

Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно – экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами

В соответствии   с   нормами   процессуального   законодательства Российской  Федерации  судебная  экспертиза  может  производиться  вне государственных  судебно  — экспертных учреждений лицами,  обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами».

Специфические особенности системной психолого-педагогической экспертизы. Системная психолого-педагогическая экспертиза имеет четыре  специфические особенности, одновременно являющиеся и ее преимуществами:

1. В качестве теоретико-методологической основы экспертизы используется системный подход, в частности, принципы и положения системно-структурного, системно-функционального и системно-генетического подхода. Это существенно повышает: научную обоснованность экспертного заключения, его полноту и валидность.

2. На основном этапе экспертизы при непосредственном проведении процедуры диагностического обследования главную роль играют точные методы аппаратурной психологической диагностики. Это существенно повышает точность экспертного заключения и позволяет исследовать показатели, которые нельзя исследовать без аппаратуры (соматическую совместимость между людьми, типологические свойства нервной системы и др.).

3. При необходимости используется методика системной детекции лжи. Она дает возможность выявить истинность или ложность пояснений подэкспертного по обстоятельствам дела, а также способствует существенному повышению достоверности психодиагностических опросников.

4. Для выяснения способности к обучаемости подэкспертных, а также при необходимости проведения с ними коррекционно-развивающей работы используются методики аппаратурной психолого-педагогической коррекции. Это может способствовать выявлению причин недостаточного развития тех или иных свойств ребенка, педагогической запущенности - по вине родителей (учителей, опекунов) или из-за недостаточного уровня генетически обусловленных задатков и способностей.

Эксперт должен иметь соответствующее базовое образование и пройти курс обучения по направлению «Системная психолого-педагогическая экспертиза».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ образовательной программы «Системная психолого-педагогическая экспертиза»

Целью образовательной программы «Системная психолого-педагогическая экспертиза» является подготовка  психологов-экспертов, владеющих новейшими  методами  аппаратурно-программной системной диагностики и коррекции для психологического сопровождения семьи и учебно-воспитательного процесса в кризисных условиях жизнедеятельности, а также для совместной работы с юристами с целью подготовки  психолого-педагогических экспертных заключений в суд и опеку.

Задачи:

- овладение    слушателями  основами правового аспекта  проведения системной психолого-педагогической экспертизы;

-  освоение методологии и структуры  психолого-педагогических экспертных заключений;

- овладение теоретическими основами системной психолого-педагогической диагностики  и коррекции с позиций проведения психолого-педагогической экспертизы;

- освоение аппаратурных методик  психолого-педагогической диагностики  и коррекции на  приборе «Активациометр АЦ-9К» для проведения психолого-педагогической экспертизы;

- овладение    категориальным    и понятийным аппаратом семейной психологии и   конфликтологии;

2. СРОК ОБУЧЕНИЯ и виды учебной работы

Обучение рассчитано на  72  учебных часа занятий  без отрыва от производства.

3.   ПРОГРАММА КУРСА

3.1 СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ, РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Модуль 1. Правовые основы проведения системной психолого-педагогической экспертизы (с учетом особенностей местного законодательства).

Модуль 2. Теоретические основы системной психолого-педагогической диагностики и коррекции для психолого-педагогической экспертизы

Тема 1.Теоретические основы системной психодиагностики и психокоррекции.

Тема 2. Психологическая структура личности и закономерности ее системной организации.

Тема 3. АПК «Активациометр» как средство системной аппаратурной психодиагностики и психокоррекции для проведения психолого-педагогической экспертизы

Модуль 3. Аппаратурные методы  психолого-педагогической диагностики  и коррекции на  приборе «Активациометр АЦ-9К»

Раздел 1. Диагностика и коррекция индивидуального стиля поведения и его адекватности

Тема 1.Диагностика активации и функциональной асимметрии мозга как нейродинамической детерминанты умственной деятельности.

Тема 2. Адекватность индивидуального стиля умственной деятельности в поведении.

Тема 3. Диагностика и коррекция индивидуального стиля поведения.

Раздел 2. Диагностика типологических свойств НС

Тема 1. Диагностика силы НС. Теппинг-тест

Тема 2. Диагностика подвижности НС

Тема 3. Диагностика баланса НС

Тема 4. Диагностика лабильности НС

Раздел 3. Диагностика и коррекция психических процессов и психологических свойств

Тема 1. Диагностика и коррекция эмоциональной чувствительности

Тема 2. Диагностика и коррекция внимания

Тема 3. Диагностика и коррекция склонности к риску

Тема 4. Диагностика и коррекция самооценки личности

Тема 5. Диагностика и коррекция психомоторики

Раздел 4. Диагностика соматической и психологической совместимости между людьми

Тема 1.Диагностика соматической совместимости между людьми

Тема 2. Диагностика психологической совместимости между людьми

Раздел 5. Диагностика и коррекция надежности в экстремальной ситуации и конфликтах

Тема 1.Диагностика и коррекция психоэмоциональной устойчивости

Тема 2. Диагностика и коррекция устойчивости умственной деятельности

Тема 3. Диагностика и коррекция устойчивости психомоторики

Тема 4. Диагностика и коррекция стабильности

Раздел 6.Диагностика и коррекция психической саморегуляции

Тема 1. Диагностика психической саморегуляции

Тема 2. Коррекция психической саморегуляции

Раздел  7 Диагностика и коррекция агрессивного поведения

Тема 1.Теория агрессивного поведения. Структура детерминант агрессивного поведения

Тема. 2. Индивидуальные особенности профилактики агрессивного поведения

 Раздел 8. Системная детекция лжи как средство психолого-педагогической экспертизы достоверности информации

Тема 1.Теория системной детекции лжи

Тема 2. Предварительная личностная диагностика при использовании детекции лжи для психолого-педагогической экспертизы

Тема 3. Основная (контрольная) диагностика в детекции лжи

Тема 4. Системная детекция лжи как средство повышения достоверности опросников, применяемых в психолого-педагогической экспертизе 

Модуль 4. Положения семейной психологии и конфликтологии

в системной психолого-педагогической экспертизе (30 часов)

Раздел 1. Основные положения психологии семьи

Тема 1.Семья как система. Структура и функции семьи.

Тема 2. Типология семейных отношений.

Тема 3. Динамика развития семейных взаимоотношений. Семейные кризисы, способы их преодоления

Тема 4. Семейные конфликты, виды, причины, динамика протекания, стратегии поведения, способы их разрешения. Типология дисгармоничных семей.

Тема 5. Развод. Понятие «благополучный развод». Повторный брак.

Раздел 2. Семья как институт первичной социализации ребенка

Тема 1. Детско-родительские отношения в семье, их основные характеристики

Тема 2. Стили общения и взаимодействия родителей с ребенком, типы семейного воспитания

Тема 3. Конфликтные и проблемные ситуации в детско-родительских отношениях, способы их разрешения.

Тема 4. Влияние дисгармоничных взаимоотношений родителей на психику ребенка.

Тема 5. Психологические проблемы ребенка в ситуации развода родителей.

Тема 6. Психологические проблемы усыновления детей.

Раздел 3. Диагностические методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы

Тема 1. Аппаратурные методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы.

Тема 2. Проективные методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы.

Тема 3. Бланковые методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы.

 

Наименование модулей, разделов, и тем

Всего часов (аудитор.)

В том числе:

Лекции

Практ занятия

Модуль 1.  Правовые основы проведения системной психолого-педагогической экспертизы.  

 

10

10

 

Модуль 2. Теоретические основы системной психолого-педагогической диагностики и коррекции для психолого-педагогической экспертизы.

 

6

 

6

 

Тема 1. Системный подход как теоретико-методологическая основа системной психодиагностики и психокоррекции с позиций психолого-педагогической экспертизы. 

 

2

 

2

 

Тема 2. Психологическая структура личности и закономерности ее системной организации.

2

2

 

Тема 3. АПК «Активациометр» как средство системной аппаратурной психодиагностики и психокоррекции для проведения психолого-педагогической экспертизы

2

2

 

3.2. Распределение часов программы по разделам и темам

Модуль 3. Аппаратурные методы  психолого-педагогической диагностики  и коррекции на  приборе «Активациометр АЦ-9К»

34

6

18

Раздел 1. Диагностика и коррекция индивидуального стиля поведения и его адекватности

6

 

6

Тема 1.Диагностика активации и функциональной асимметрии мозга как нейродинамической детерминанты умственной деятельности.

2

 

2

Тема 2. Адекватность индивидуального стиля умственной деятельности в поведении.

2

 

2

Тема 3. Диагностика и коррекция индивидуального стиля поведения.

2

 

2

Раздел 2. Диагностика типологических свойств НС

4

 

4

Тема 1. Диагностика силы НС. Теппинг-тест  

1

 

1

Тема 2. Диагностика подвижности НС

1

 

1

Тема 3. Диагностика баланса НС

1

 

1

Тема 4. Диагностика лабильности НС

1

 

1

Раздел 3. Диагностика и коррекция психических процессов и психологических свойств  

8

1 

7

Тема 1. Диагностика и коррекция эмоциональной чувствительности 

1

 

1

Тема 2. Диагностика и коррекция внимания

2

 

2

Тема 3. Диагностика и коррекция склонности к риску

1

 

1

Тема 4. Диагностика и коррекция самооценки личности

2

1

1

Тема 5. Диагностика и коррекция психомоторики

2

 

2

Раздел 4.Диагностика соматической и психологической совместимости между людьми

2

 

2

Тема 1.Диагностика соматической совместимости между людьми

1

 

1

Тема 2.Диагностика психологической совместимости между людьми

1

 

1

Раздел 5.Диагностика и коррекция надежности в экстремальной ситуации и конфликтах

2

 

2

Тема 1.Диагностика и коррекция психоэмоциональной устойчивости

0,5

 

0,5

Тема 2. Диагностика и коррекция устойчивости умственной деятельности

0,5

 

0,5

Тема 3. Диагностика и коррекция устойчивости психомоторики

0,5

 

0,5

Тема 4. Диагностика и коррекция стабильности

0,5

 

0,5

Раздел 6.Диагностика и коррекция психической саморегуляции

2

 

2

Тема 1. Диагностика психической саморегуляции

1

 

1

Тема 2. Коррекция психической саморегуляции

1

 

1

Раздел  7 Диагностика и коррекция агрессивного поведения

2

2

 

Тема 1.Теория агрессивного поведения. Структура детерминант агрессивного поведения

1

1

 

Тема 2. Индивидуальные особенности профилактики агрессивного поведения

1

1

 

Раздел 8. Системная детекция лжи как средство психолого-педагогической экспертизы достоверности информации

8

2

6

Тема 1. Теория системной детекции лжи

2

2

 

Тема 2. Предварительная личностная диагностика при использовании детекции лжи для психолого-педагогической экспертизы

2

 

2

 Тема 3. Основная (контрольная) диагностика в детекции лжи

2

 

2

Тема 4. Системная детекция лжи как средство повышения достоверности опросников, применяемых в психолого-педагогической экспертизе

2

 

2

Модуль 4. Положения семейной психологии и конфликтологии в системной психолого-педагогической экспертизе.  

30

22

8

Раздел 1. Основные положения психологии семьи

10

10

 

Тема 1. Семья как целостная система. Структура и функции семьи

2

2

 

Тема 2. Типология семейных отношений

2

2

 

Тема 3. Динамика развития семейных взаимоотношений. Семейные кризисы, способы их преодоления

2

2

 

Тема 4. Семейные конфликты, виды, причины, динамика протекания, стратегии поведения, способы их разрешения. Типология дисгармоничных семей.

2

2

 

Тема 5. Развод. Понятие «благополучный развод». Повторный брак.

2

2

 

Раздел 2. Семья как институт первичной социализации ребенка

12

12

 

Тема 1. Детско-родительские отношения в семье, их основные характеристики

2

2

 

Тема 2. Стили общения и взаимодействия родителей с ребенком, типы семейного воспитания

2

2

 

Тема 3. Конфликтные и проблемные ситуации в детско-родительских отношениях, способы их разрешения.

2

2

 

Тема 4. Влияние дисгармоничных взаимоотношений родителей на психику ребенка

2

2

 

Тема 5. Психологические проблемы ребенка в ситуации развода родителей.

2

2

 

Тема 6. Психологические проблемы усыновления детей

2

2

 

Раздел 3. Диагностические методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы

8

 

8

Тема 1. Аппаратурные методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы

2

 

2

Тема 2. Проективные методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы

4

 

4

Тема 3. Бланковые методы семейной психологии и конфликтологии в практике проведения психолого-педагогической экспертизы

2

 

2

Выпускная работа

 

 

 

ИТОГО

72

 

 

 

3.3. ИТОГОВАЯ  АТТЕСТАЦИЯ

Основной формой итоговой аттестационной работы является проведение слушателем самостоятельно итоговой психолого-педагогической экспертизы, по результатам которой составляется экспертное заключение для суда или органов опеки и попечительства.

В задания по проведениям итоговых психолого-педагогических экспертиз следует включать вопросы, актуальные при рассмотрении гражданских дел.

В частности, следует включать вопросы, предусмотренные ст.125 СК РФ  при рассмотрении гражданских дел об усыновлении ребенка:

  • Определить индивидуально-психологические особенности ребёнка;
  • Определить психологическую совместимость ребёнка с каждым из предполагаемых усыновителей;
  • На основе анализа психологических нужд и потребностей развития ребёнка, определить способности  и возможности каждого из предполагаемых усыновителей на удовлетворение психологических нужд ребёнка в настоящем и будущем, дать оценку эффективности детско-родительского взаимодействия и стилей воспитания каждого из предполагаемых усыновителей;
  • Определить особенности влияния предполагаемых усыновителей на психическое развитие ребёнка, его психическое состояние (условия воспитания, особенности поведения и взаимоотношений предполагаемых усыновителей и т.д.);
  • Определить индивидуально-психологические особенности предполагаемых усыновителей и их влияние на осуществление ими родительских прав и обязанностей в соответствии с интересами ребёнка;
  • Определить возможность предполагаемых усыновителей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и с учётом интересов ребёнка заниматься духовно-нравственным воспитанием ребёнка.

В задания по проведениям итоговых психолого-педагогических экспертиз следует включать также вопросы, касающиеся определения места проживания несовершеннолетнего ребенка после развода родителей:

1. Какие индивидуально-психологические особенности подэкспертных лиц (истца, ответчика) и в какой мере способны оказать влияние (как положительное, так и отрицательное) на психику  и поведение несовершеннолетнего ребенка в настоящее время и в будущем?

2. Каковы индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего ребенка?

3. Какова психологическая совместимость несовершеннолетнего ребенка с родителями (матерью и отцом), а также с другими наиболее значимыми для ребенка членами семьи? Каковы причины и последствия недостаточной психологической совместимости (при ее наличии)? 

4. Имеет ли несовершеннолетний ребенок какие-либо негативные представления о наиболее значимых для него членах семьи? Если имеет, то чем это обусловлено и насколько объективно?

5. Испытывает ли несовершеннолетний ребенок психологическое давление со стороны наиболее значимых для него членов семьи? Если испытывает, то с чьей стороны?

6. Может ли общение несовершеннолетнего ребенка с отцом или с матерью оказывать негативное влияние на его психическое развитие и поведение?

7. Каков психологический климат в семье истца? Будет ли он способствовать или препятствовать гармоничному развитию личности несовершеннолетнего ребенка и его психологическому комфорту?

8. Каков психологический климат в семье ответчика? Будет ли он способствовать или препятствовать гармоничному развитию личности несовершеннолетнего ребенка и его психологическому комфорту?

9. С кем из родителей целесообразно определить дальнейшее проживание несовершеннолетнего ребенка, исходя из его психологических особенностей и интересов?

10. Каков рекомендуемый порядок общения несовершеннолетнего ребенка с отдельно проживающим родителем, исходя из его психологических особенностей и интересов?

11. Возможно ли осуществление опроса в судебном заседании несовершеннолетнего ребенка, с учетом его психических особенностей и развития и в какой мере его ответы могут соответствовать истинному положению вещей?

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

4.1 Основная литература

1. Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций. Учебное пособие.- Казань: Изд-во «Познание» ИЭУП, 2009.-492 с.

2. Экман П. Возрастная психология. - СПб.: Издательство «Питер», 1999. - 272 с.

3. Семейный кодекс РФ.

4. Астахов П.А., Семейные споры.-М.:Эксмо,2006.-384с.

5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: [учебное пособие для вузов / Е. И. Артамонова и др.] ; под ред. Е. Г. Силяевой. М. : Академия , 2011. 190, [2] с.

4.2 Дополнительная литература

1. Конфликтология: учебник / А. Я. Кибанов [и др.; под ред. А. Я. Кибанова]; Гос. ун-т упр. Москва: ИНФРА-М , 2012. 300, [1] с. ил.

 2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для вузов. 3-е изд. СПб.: Питер. - 2008.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. - СПб.: Питер. - 2008.

4. Козер Л. Основы конфликтологии.- СПб. - 2001.

5. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - М., Аст. - 2005.

6. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.: Наука, - 1999.

7. Вдовина М. В. Семейная конфликтология : учебное пособие / М. В. Вдовина; Ин-т переподгот. и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социал. защиты населения г. Москвы. - Москва: ИПК ДСЗН, 2011. - 263 с.

8. Щукина Н. П. Технология урегулирования семейных конфликтов / Н. П. Щукина и др. ; Самар. гос. ун-т. - Самара: Универс групп, 2011. - 127 с.

9.  Бакланова О. Э.        Личностные особенности и характер поведения супругов в семейных конфликтах / О. Э. Бакланова, Н. А. Муханова //Психологический журнал.- 2011 Т. 32, № 2. - С. 48-58.

4.3   Программное и техническое обеспечение

1. АПК «Активациометр АЦ-9К»

 

 

 

5. На службе у семьи. // Ордынская газета. Газета Ордынского района Новосибирской области. 14 августа 2014 года № 33 (10423)

 «…Антикризисная служба семьи предполагает многое. Конфиденциальные беседы психолога-эксперта и социального педагога с детьми и взрослыми – только часть ее.

Неоценимый помощник специалистов — аппаратно-программный комплекс «Активациометр», разработанный доктором психологических наук, профессором, руководителем секции системной психологии и отделения системной аппаратурно-психологической диагностики и коррекции Европейской академии естественных наук Юрием Цагарелли. Прибор предназначен для системной диагностики человека, в частности: активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга, свойств нервной системы (силы, подвижности, баланса нервных процессов и так далее), психоэмоциональных состояний, психических процессов (ощущений и чувствительности, восприятия пространственных отрезков, двигательных функций), психологических свойств личности… Это изобретение можно использовать в различных отраслях жизнедеятельности, а главное — в семье, где самодиагностику может сделать человек, не имеющий специального образования.

…Из книги отзывов: «У меня проблемы со здоровьем и эмоциональным состоянием. Прошла аппаратно- программный комплекс «Активациометр». После диагностики и коррекции получила положительные результаты, состояние улучшилось. Помогли консультация Розы Михайловны и психологическая поддержка. Хочу посоветовать тем, кто попал в тяжелую ситуацию, чтобы обращались сюда за помощью – здесь помогут.

За время существования антикризисной службы семьи к специалистам обратилось порядка ста человек (периодически Роза Шкуратова и Екатерина Роптанова ведут прием в областном центре реабилитации; по мере потребности к ним приезжают несколько раз, например, даже здесь, в Вагайцеве, они принимают жителей некоторых районов Новосибирской области».

 

 

 

6. Закирзянова Рамиля, директор комплексного центра социального обслуживания населения «Игелек узеге». КЦСОН «Игелек узеге» в Актанышском муниципальном районе в 2017 году стал победителем в конкурсе социальных и культурных проектов ПАО «ЛУКОЙЛ» на территории Республики Татарстан «РИТЭК» в номинации «Духовность и культура» с проектом «Найти себя в себе».Актаныш.2018. [Электронный ресурс] - URL: aktanysh.tatarstan.ru›rus/index.htm/news/…

В рамках реализации социального проекта оказана коррекционная, социально – реабилитационная помощь семьям, находящимся в социально-опасном положении и семьям, воспитывающих детей – инвалидов при помощи программно-аппаратного комплекса «Активациометр». Программно-аппаратный комплекс «Активациометр» был приобретен за счет гранта ПАО «ЛУКОЙЛ» на территории Республики Татарстан «РИТЭК», аппарат предназначен для диагностики индивидуального психофизиологического статуса, диагностики психоэмоциональных состояний, диагностики социально-психологических свойств личности, что позволяет в кратчайшие сроки диагностировать проблемы социально-психологического характера, тем самым во время оказать квалифицированную психолого-педагогическую помощь получателям социальных услуг.

Участники проекта 20 детей - дети, находящиеся в социально опасном положении, дети, находящиеся на социальном обслуживании в отделении социальной помощи семье и дети-инвалиды.

В рамках реализации проекта с помощью ПАК «Активациометр» участники проекта были охвачены социальными услугами на основе индивидуальных программ предоставления социальных услуг; у участников проекта повысилась адекватность умственной деятельности; повысилась психолого-педагогическая поддержка семей и компетентность родителей, т.е. программно-аппаратный комплекс “Активациометр” позволил выявить важнейшие психологические свойства и функции многоуровневой структуры участников проекта. Работа с детьми на данный момент продолжается.

Спасибо конкурсу, спасибо «РИТЭК»у!

 

 

 

7. Все дело в мозге. // Газета «ПЯТНИЦА» номер от 5 октября 2007 года. Иркутск, 2007

 «…Если вас отчислили из института или вы никак не можете поладить со своим возлюбленным — не расстраивайтесь.

Существует такой прибор, который помогает установить, какое полушарие у вас более активно. Действие его основано на том, что каждая рука имеет свое электромагнитное поле, которое можно измерить.

Если у человека слишком развито творческое воображение, то он склонен идеализировать своих возлюбленных, видит мир в розовых очках и не ладит с логикой. И наоборот, если он чересчур практичен, ему трудно представить мир разноцветным, трудно рискнуть, а кто не рискует, тот, как известно, и не пьет шампанского, даже на своей свадьбе. Этому можно помочь. Просто нужно прийти к психологу и провести сеанс гармонизации левого

 

и правого полушарий.

Пятиклассница лицея номер три Алена Гордеева  смогла проверить на активациометре свои способности. Лучше развито у нее правое полушарие, отвечающее за склонность к литературе, музыке, живописи... А с левым полушарием надо работать, чтобы математика была таким же любимым предметом, как и русский язык.

Девушку, провалившую сессию на втором курсе экономического вуза, тоже посадили за активациометр. И прибор показал как раз очень большое различие между левым и правым полушариями. То есть у левого полушария, отвечающего за математические способности, была незначительная активность, а у правого — очень мощная.

— Мы просто сгармонизировали левое и правое полушария, это можно сделать, — рассказывает психолог. — И у нее изменилось все в жизни. Она стала более рационально видеть реальные вещи…»

 

 

 

8. Доклад о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Астраханской области за 2013 год по реализации стратегии действий в интересах детей в Астраханской области на 2012-2017 годы

Источник: мониторингнсид.рф›materials/download/288

 

В июле 2013 года на базе ГКУ АО «Кризисный центр помощи женщинам» был открыт кабинет «кризисной беременности», где будущие мамы Астраханской области получили консультации психолога, сексолога и медицинского работника. Работа специалистов кабинета «кризисной беременности» нацелена на поддержку одиноких, многодетных, малоимущих и несовершеннолетних беременных женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию, с использованием новейших средств диагностики психологического состояния (ПАК «Активациометр», личностный опросник ММPI, ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98»).

 

 

 

9. В Астраханской области открылся кабинет «Кризисной беременности». // Министерство социального развития и труда Астраханской области. Астрахань. 2013. / [Электронный ресурс] - URL: http://astrobl.ru   sm.cnsr.ruru/news/org/V_Astrahanskoj_ oblasti_…

В рамках реализации проекта «Служба профилактики отказов от новорождённых» в кризисном центре помощи женщинам открылся кабинет «Кризисной беременности».

Здесь будущие мамы Астраханской области смогут получать консультации психолога и медицинского работника. Специалисты будут поддерживать одиноких, многодетных, малоимущих и несовершеннолетних беременных женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Кабинет оснащён новейшими средствами диагностики психологического состояния. Будет применяться диагностическая и коррекционная методика с использованием универсального прибора «Активациометр АЦ-6К», который позволит определить следующие параметры: психофизиологическое и психическое состояние и процессы, психологические свойства личности и социально-психологические качества клиента. Это позволит более эффективно проводить психокоррекционную работу.

Благодаря работе команды специалистов всех районов области за полгода получен положительный социальный эффект — предотвращено 25 случаев отказа и организовано дальнейшее сопровождение женщин, а общее число отказов снизилось на 25 % в сравнении с показателем 2012 года.

 

 

 

10. В центре «Семья» установлено уникальное оборудование психологической диагностики. // Астрахань. 2013. / [Электронный ресурс] - URL: Министерство социального развития и труда Астраханской области  семейная политика   

 

 

…В рамках развития проекта «Мы можем остаться родными людьми», финансируемого фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приобретён современный аппаратно-активный комплекс «Активациометр». Это первый и пока единственный аппаратно-активный комплекс системной психологической диагностики и коррекции. Он содержит более шестидесяти методик, в том числе функцию детектора лжи.

Служба «Равновесие» стала площадкой для апробации уникальной психодиагностической аппаратуры. На приборе «Активациометр» можно диагностировать психофизиологические свойства (основные свойства нервной системы, активацию и функциональную асимметрию мозга, различные виды психических реакций) и психоэмоциональные состояния методами измерения активации полушарий головного мозга, измерения тремора и т.д. Результаты такой диагностики необходимы специалистам для эффективной практической работы. Например, функции правого и левого полушарий головного мозга различны, и если бы семейные пары осознавали, насколько велики у них эти различия, супругам удалось бы избежать множества трудностей.

Владение методами системной аппаратурной психологической диагностики и коррекции на приборе «Активациометр» поможет специалистам центра существенно повысить качество и результативность предоставляемых населению услуг и оказывать семьям, состоящим на учёте в службе «Равновесие», целый комплекс реабилитационных мер на более высоком профессиональном уровне.

 

 

 

11. Медиаторы центра «семья» помогают астраханцам при возникновении семейных проблем. // Астрахань.2015. / [Электронный ресурс] - URL: ast.mk.ru/... /mediatory-centra-semya-pomogayut-astrakhancam-pri-vozn...

Куда обратиться за помощью, если в семье назревает конфликт или бракоразводный процесс? Для справки. Медиация – это способ решения неглубоких конфликтов с участием третьей нейтральной стороны – медиатора, который является незаинтересованным, беспристрастным, сторонним участником в процессе разрешения конфликтной ситуации.

В тонких материях супружеских взаимоотношений всегда готова разобраться психолог, которая состоит в штате службы. С помощью уникального прибора «Активациометр» можно познакомиться с методами аппаратной диагностики психофизиологических свойств личности и пройти диагностику, что помогает избежать множества трудностей, встающих перед супругами, родителями и детьми.

Все больше астраханских семей выражают желание стать потребителями посреднических услуг профессиональных медиаторов, чья деятельность способствует оздоровлению семейных отношений и долгожданному примирению между супругами, родителями и детьми.

12. В Советском районе состоялись общественные слушания учреждений социальной сферы. // Астрахань, 2015. / [Электронный ресурс] - URL: Правительство Астраханской области

 

 

…в рамках мероприятия специалисты центра «Веста» провели акцию «У детей должны быть родители!». На фото- и видеопрезентации присутствующие смогли узнать информацию о детях, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в госучреждениях Астраханской области. …каждый желающий мог на практике ознакомиться с инновационными технологиями, такими как «Активациометр» …, используемыми в центре «Веста» в работе по сопровождению замещающих семей.

 

 

 

13. В Астраханской области работает мобильный информационный пункт по устройству детей-сирот в семьи. Астрахань. 2015. / [Электронный ресурс] - URL: Астрахань.Ру 

В рамках проекта «У детей должны быть родители!» сотрудники   центра «Веста» отправились с акцией «Добрый автобус» в село Яксатово Приволжского района. Специалисты с прошлого года выезжают в районы на специально оборудованном автобусе и рассказывают населению о существующих формах устройства ребятишек из детских домов в семьи. Заодно показывают социальные видеоролики, стенды с фотографиями детей и тематические буклеты. 

Перед началом выступления всем желающим предлагают пойти психологическую диагностику на  аппаратно-программном комплексе «Активациометр», который успешно применяется в  реабилитационной работе. Также для родителей педагоги-психологи проводят тренинг, направленный на  улучшение взаимоотношений с  детьми и  формирование умений справляться с  конфликтными ситуациями, возникающими в  семье.

 

 

 

14. Астраханский социальный центр «Семья»: более 30 тысяч обращений в год. Астрахань. 2015. / [Электронный ресурс] - URL: Правительство Астраханской области

 «Астраханская область — первый регион на юге России, открывший у себя участковую социальную службу, — рассказала губернатору Астраханской области Александру Жилкину директор центра Наталья Александрова. … В 2014 году специалистами службы поставлено на учёт 276 семей, снята с учёта 301 семья. Реабилитационными мероприятиями охвачено 563 семьи. В арсенале специалистов современное диагностическое и коррекционное оборудование: … аппаратно-программный комплекс «Активациометр», кабинет эмоционального здоровья, сенсорная комната и др.

Александр Жилкин поблагодарил специалистов центра «Семья» за их трудную, но очень нужную для общества работу: «Вас объединяет общее дело — приносить людям пользу и добро, и за это всем вам большое спасибо!».

 

 

 

15. В Астрахани открывается семейный клуб для супружеских пар. Астрахань. 2015. / [Электронный ресурс] - URL: Правительство Астраханской области

В службе по урегулированию супружеских и детско-родительских отношений многопрофильного социального центра «Семья» на постоянной основе открывается супружеский клуб «Двойное отражение». Деятельность клуба предусматривает содействие супружеским парам в мобилизации внутренних ресурсов, необходимых для эффективного функционирования супружеской системы в целом.

Планируется участие супружеских пар, имеющих различный опыт семейной жизни. На регулярных встречах они будут делиться с собравшимися своими семейными секретами совместной жизни, способствовать преемственности поколений. Со своей стороны специалисты-медиаторы расскажут, как сохранить семейные отношения, избежать конфликтных ситуаций. Для этих целей будут использоваться различные методы: фильмотерапия, беседы, лекции, а также психологическая диагностика с помощью современного аппаратно-активного комплекса «Активациометр», содержащего более шестидесяти методик. 

 

 

 

16. Проект «Кафедра замещающего родителя» — в действии. Астрахань. 2015. / [Электронный ресурс] - URL: Правительство Астраханской области

В рамках реализации проекта «Кафедра замещающего родителя» в Олинской средней школе состоялась встреча специалистов центра «Веста» с замещающими родителями села. Это село знаменито тем, что в нём проживает наибольшее количество приёмных детей, взятых на воспитание в замещающие семьи Астраханской области. На встрече присутствовали также педагоги школы, которые имеют непосредственное отношение к обучению приёмных детей. С большим вниманием было воспринято выступление Г. Рахимовой, воспитывающей 11 приёмных детей. В её выступлении прозвучал призыв не бояться брать детей на воспитание, так как радость от того, что ты смог подарить ребёнку счастливое детство в семье, несравнима с трудностями, которые встречаются в процессе воспитания приёмных детей. Буклеты, листовки о деятельности центра «Веста», а также стенд с фотографиями детей послужили дополнением к полученной информации.

 

В фойе школы развернула работу мобильная консультативная приёмная, где каждый из присутствующих приёмных родителей смог получить консультацию у специалиста-психолога, а также пройти диагностику на программно-аппаратном комплексе «Активациометр».

Выезды в сельские районы Астраханской области для оказания психолого-педагогической помощи замещающим родителям с целью предупреждения вторичного сиротства будут осуществляться и дальше.

 

 

 

 

17. «Добрый автобус» продолжает курсировать по региону. Астрахань. 2015. / [Электронный ресурс] - URL: Правительство Астраханской области

 

 

Специалисты центра «Веста» посетили на «Добром автобусе» село Сасыколи Харабалинского района

…В рамках проведения акции функционировала и мобильная консультативная приёмная, где каждый желающий мог получить консультацию у специалиста-психолога, а также пройти диагностику на программно-аппаратном комплексе «Активациометр».

 

 

 

 

18. В Володарском районе встречали «Добрый автобус». Астрахань. 2015. / [Электронный ресурс] - URL: Министерство соцразвития и труда

Мероприятие началось с акции «Подари ребёнку семью!», где внимание собравшихся было привлечено к детям, оставшимся без попечения родителей и находящихся в различных специализированных учреждениях области. Особое внимание было обращено на детей возраста от 10 до 17 лет, так как именно они составляют в настоящее время наибольший процент воспитанников детских домов.

В фойе школы для всех желающих определить свое психоэмоциональное состояние «работала» «Мобильная консультативная приёмная». Диагностика проводилась профессиональным психологом на программно-аппаратном комплексе «Активациометр». На диагностику также были приглашены семьи, в которых возникают внутрисемейные конфликты. С ними была осуществлена работа по диагностике неблагополучия в семье, даны рекомендации по исправлению сложившейся ситуации.

 

 

 

19. В Астраханском семейном клубе «Двойное отражение» ждут супружеские пары на занятие. Астрахань. 2015. / [Электронный ресурс] - URL: Министерство соцразвития и труда

Деятельность клуба, прежде всего, ориентирована на сохранение семейных отношений, поиск различных способов для мобилизации внутренних ресурсов. За это время на занятиях многие супружеские пары, имеющие различный опыт совместной жизни, делились с собравшимися своими семейными секретами. Специалисты учреждения рассказывали, как избежать конфликтных ситуаций.

Для этого применяли различные формы и методы работы: лекции, беседы, консультации, фильмотерапию, психологическую диагностику с помощью современного аппарата «Активациометр», который содержит более шестидесяти методик

 

 

 

20. В Астраханской области продолжается работа с замещающими семьями. Астрахань. 2016. / [Электронный ресурс] - URL: Министерство соцразвития и труда

В рамках реализации проекта «Кафедра замещающего родителя»,  одобренного Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, специалисты центра «Веста» продолжают колесить по дорогам Астраханской области с благородной миссией устройства детей-сирот в семьи. Первый в этом году выезд специалистов центра «Веста» состоялся в село Енотаевка

Программа выезда специалистов стала намного шире. В неё входит не только акция «Подари ребенку семью!», направленная на жизнеустройство детей-сирот, но и консультирование граждан, диагностика на программно-аппаратном комплексе «Активациометр», тренинги для родителей, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений, семинары для специалистов.

….благодаря специалистам центра «Веста», в Енотаевском районе после проведения акции один ребёнок был принят в семью и в двух семьях предотвращено вторичное сиротство.

 

 

 

21. В наступившем году реабилитационный центр «Коррекция и развитие» представлен в новом статусе. Астрахань. 2016. / [Электронный ресурс] - URL: Министерство соцразвития и труда

Подводя итоги истекшего года, специалисты отметили, что применяемые в центре инновационные методы и передовые технологии реабилитации в сочетании с высокотехнологичными аппаратными комплексами пользуются высоким спросом у населения.

Попадая на обслуживание в научно-практический центр, дети и родители могут рассчитывать на точную аппаратную диагностику, по итогам которой разрабатывается индивидуальный реабилитационный маршрут с конкретизацией содержания и направленности услуг. Заключение об индивидуальном функциональном состоянии пациента основано на показателях, проверенных на практике, с применением программно-аппаратных комплексов «Активациометр», «Мобильный кабинет эмоционального здоровья»…

Научно-исследовательская направленность центра позволяет оказывать жителям астраханского региона и смежных областей высококачественные услуги, соответствующие современным требованиям в области медицины и психологии.

 

 

 

22. В Харабалинском районе продолжает свою работу школа приёмных родителей. Астрахань. 2015. / [Электронный ресурс] - URL: Министерство соцразвития и труда

Сегодня в центре «Вера» прошло первое в этом году занятие в школе приёмных родителей. По окончании образовательного курса участники получат документ, свидетельствующий о том, что они готовы к усыновлению.

Программа обучения состоит из лекций по психологии, педагогике, медицине. Кандидаты на получение отцовства и материнства также посещают занятия, на которых знакомятся с правовыми аспектами создания и дальнейшего успешного развития замещающей семьи. Встречи проходят в разных форматах: тренинги, деловые игры и живое общение со специалистами. Обязательной частью образовательной программы является беседа с опытными замещающими родителями, на которой кандидаты могут задать все интересующие их вопросы «старшим коллегам».

Определить смогут ли будущие мамы и папы удовлетворить нужды и запросы детей, оставшихся без родительской опеки, сотрудникам центра помогает использование аппаратно-программного комплекса «активациометр», показ видеофильмов, применение арт-терапии. Ведь от того, насколько тщательно кандидаты пройдут обследование, обучение и насколько  профессионально будет организовано сопровождение замещающей семьи, зависит, сможет ли она справиться со своей ролью в дальнейшем.

Стоит отметить, что нередко после окончания занятий новоиспечённые родители продолжают обращаться за советом к специалистам центра.

Всего в Астраханской области в 2015 году прошли обучение в школе приёмных родителей 597 местных жителей, создав тем самым 423 семьи.

 

 

 

23. В Астрахани прошёл праздник для замещающих семей. Астрахань.2018. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

Международному дню семей, который во всём мире отмечают 15 мая, был посвящён большой концерт, прошедший в Доме офицеров Каспийской флотилии. На празднике чествовали семьи, которые в одночасье стали родными для детей, оставшихся без родительской любви.

Пока дочки и сыновья были заняты делом, родители консультировались по актуальным и наболевшим вопросам у специалистов по работе с приёмными семьями и психологов многопрофильного социального центра «Содействие». Интересные результаты показала диагностика на необычном приборе «Активациометр», с помощью которого все желающие смогли узнать своё психоэмоциональное состояние и тут же при необходимости получить консультацию специалиста.

 

 

 

24. Использование инновационного оборудования в астраханских соцучреждениях приносит положительные результаты. Астрахань.2017. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

Уникальное оборудование — прибор для системной психологической диагностики и коррекции «Активациометр» появился в харабалинском центре «Вера», благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках программы «Семья без насилия».

 

 

 

 

Уже больше года аппаратно-программный комплекс «Активациометр» является большим помощником в работе психологов. С помощью этого прибора можно не только диагностировать наличие тех или иных проблем у воспитанников, но также оказывать положительное влияние на развитие самопознания, оптимизацию учебного процесса, формирование определённых навыков и умений.

В рамках программы с использованием Активациометра педагоги-психологи центра проводят как индивидуальные, так и групповые занятия. В процессе занятий ребята учатся не только познавать себя, но и развивать свои внутренние ресурсы. Развитие познавательных процессов, профориентация подростков, определение эмоционального состояния и характера взаимоотношений в семье и коллективе — вот несколько направлений работы, которые уже внесли свой положительный вклад в процесс реабилитации многих воспитанников центра.

На сегодняшний день аппаратно-программный комплекс «Активациометр» используется не только в работе с воспитанниками, но также в работе с кандидатами в приёмные родители, с кровными и замещающими семьями. Имеющиеся в приборе методики позволяют оказывать воздействие на укрепление и восстановление внутрисемейных отношений, формировать социальные группы по совместимости, а также учат взрослых управлять своими эмоциями и чувствами.

 

 

 

25. Итоги 2016 года: В Астраханской области вдвое сократилось количество отказов от новорождённых. Астрахань, 2017. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

Одним из приоритетных направлений регионального минсоцразвития в сфере семейной и демографической политики является сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В категорию детей, оставшихся без попечения родителей, входят дети, от которых мать отказалась в родильном доме.

Для решения поставленной задачи на базе Кризисного центра помощи женщинам в ноябре 2012 года была создана служба профилактики отказов от новорождённых. Большой толчок для развития службы дало участие в конкурсном отборе инновационных социальных проектов, объявленном Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В рамках реализации проекта были открыты: кабинет «кризисной беременности», студия «Стиль», клуб «Грамотный родитель», мастер-класс «Hand-maid». Приобретён программно-аппаратный комплекс «Активациометр», позволяющий проводить и корректировать психо-эмоциональное состояние женщины, комплекты для новорождённых и многое другое. Рассказывая о работе службы профилактики отказов от новорождённого и «кризисной беременности», нельзя не затронуть статистику. Благодаря её эффективной работе, за одиннадцать месяцев 2016 года вдвое сократилось количество отказов от новорождённых детей. Из 57 выявленных намерений отказаться от новорождённого ребёнка удалось предотвратить 29 случаев.

 

 

 

26. Участники стажировочной площадки из Псковской области взяли на вооружение технологии астраханских коллег. Астрахань.2018. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

В Научно-практическом центре реабилитации детей «Коррекция и развитие» закончила свою работу профессиональная стажировочная площадка для специалистов из Псковской области «Инновационный подход в работе с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках социального сопровождения». «Много внимания было уделено диагностике, как аппаратной, так и нейропсихологической.

 

 

Эта информация особо ценна, так как полученные данные становятся основой индивидуальной программы ребёнка, ­ поделилась участник площадки, директор областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Лиляна Телишева. ­ Большое впечатление произвело техническое оснащение центра, мы впервые познакомились с инновационными технологиями отечественных разработчиков:  «Активациометром»….

 

 

 

27. В центре «Вера» помогают семьям, находящимся на социальном сопровождении. Астрахань.2016. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr… 

С целью профилактики семейного неблагополучия и восстановления внутрисемейных отношений в центре «Вера» активно функционирует школа ответственного родительства «Семейный очаг». В рамках работы семейного клуба специалисты центра оказывают компетентную помощь и поддержку семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей ведётся в различных формах: от индивидуальных консультаций до комплексных тренингов на свежем воздухе.

В поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень педагогической грамотности большую помощь оказывают аппаратный комплекс «Активациометр», информационный автобус, современное оборудование сенсорной комнаты, а также инновационные методики, применяемые специалистами социальной сферы в работе с семьями.

Диагностические методики активациометра  позволяют выявить не только уровень потребности родителей в психолого-педагогических знаниях, но и определить каким образом эмоциональное состояние родителей влияет на состояние и развитие ребёнка.

 

 

 

28. Встреча психологов — экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области. Астрахань.2015. / [Электронный ресурс] - URL: Astrahan.BezFormata.ru›word /aktivatciometr…

На базе реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Коррекция и развитие» в формате дискуссионной площадки прошла очередная встреча психологов — экспертов из учреждений, подведомственных министерству социального развития и труда Астраханской области.

Поводом для дискуссии послужило возросшее количество обращений по вопросу проведения судебно-психологической экспертизы в досудебном расследовании семейных споров раздельно проживающих родителей. Компетентными лицами в этом вопросе выступают специалисты — психологи различных учреждений социальной сферы.

Заключение, составленное психологом, во многом определяет дальнейшую судьбу ребёнка, проживающего с одним из родителей.

При составлении объективного и обоснованного заключения эксперты опираются на высокоэффективные методы диагностики, в том числе и аппаратной, хорошо зарекомендовавших себя в сфере медицины, психологии, педагогики, в следственной работе при раскрытии уголовных преступлений. Один только аппаратурно-программный комплекс «Активациометр» позволяет провести 83 диагностических и коррекционно-развивающих методики. По словам заместителя директора по научно-методической работе Ирины Рахманиной, такой подход повышает объективность и беспристрастность экспертов и работников смежных служб в решении спорных вопросов по заявлениям родителей и других заинтересованных лиц.

Встреча имела большой практический результат. Эксперты обсудили случаи из судебной практики, распространённые ошибки при проведении процедуры экспертизы, а также актуальные направления исследования внутрисемейного взаимодействия.