В учебных программах и учебно-методических комплексах (УМК)


1. Калаков Н.И., Седунова А.С. Учебная программа повышения квалификации профессорско - преподавательского состава  по направлению «Инновационная деятельность: комплексное прогнозирование в образовании».

2. Дьяченко А.А., Щипанова Д.Е. Рабочая программа дисциплины по выбору (ОД.А 05.1) «Системная диагностика человека: теория и практика».

3. 19.00.13. Психология развития, акмеология. (ФГАОУ ВПО «РГППУ», Екатеринбург, 2012).

4. Рамендик Д.М., Чернышева Е.Г. Программа дисциплины «Психофизиология» (НИИ "ВШЭ", Москва, 2011).

5. Киселева Е.А. Программа дисциплины  «Теория и технология полиграфии»  (ВШЭ, Москва, 2007).

6. Недбаева С.В., Гамов В.И. Рабинович О.И. Программа кандидатского экзамена послевузовского профессионального образования по истории и философии науки. (АГПА, .Армавир, 2012).

7. Программа дополнительного образования «Системная диагностика человека: теория и практика» (ФГАОУ ВПО «РГППУ», Екатеринбург, 2005).

8. Программа повышения квалификации «Профессиональный выбор и психологические факторы успешной карьеры». (ФГАОУ ВПО «РГППУ», Екатеринбург, 2005).

9. Цагарелли Ю.А. Рабочая программа «Системная психологическая диагностика и коррекция в государственной службе». (Высшая школа гос. и муниципального управления КФУ,     Казань, 2014).

10.  Цагарелли Ю.А. Рабочая программа «Психологические аспекты профилактики коррупционных проявлений». (Высшая школа гос. и муниципального управления КФУ,     Казань, 2015).

11.  Рабочая программа дисциплины «Психология развития и возрастная психология». (Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере. Краснодар, 2014).

12.  Шебураков И.Б. Рабочая программа дисциплины «Оценка трудовой деятельности». (РАНХиГС при Президенте РФ», Вологда,  2011).

13.  Фефилов А.В. Рабочая программа дисциплины «Дифференциальная психология личности». (УдГУ, Ижевск, 2014)

14.  Замалетдинов И.С. Программа психологического обеспечения спортивной деятельности команд и спортсменов ЦСКА. (Москва, 2012).

15.  Проведение функционально-диагностических исследований. (Казахстанский гос. мед. университет)

16.  Направление исследований сектора спортивной психологии. (НИИ фундаментальных и прикладных проблем физической культуры и спорта РГУФК, Москва, 2007).

17.  Колокатова Л.Ф. УМК по дисциплине физическая культура. (ФГОУ ВПО МГУТУ им. К.Г.Разумовского. Институт «Социально-Гуманитарных технологий», Москва, 2009).

18.  Погорелов   А.Г. УМК дисциплины «Инженерная психология и эргономика». (Институт управления, бизнеса и права, Ростов-на-Дону, 2004).

19.  Новиков Б.Д. УМК по дисциплине «Судебная психология» (Тверской государственный университет, Тверь, 2012).

20.  Лабораторная работа № 7: Изучение индивидуального латерального профиля личности. (УМК, ПГПУ, Пермь).

21.  Турбасова Н. В. УМК «Возрастные особенности ВНД человека» (Тюменский государственный университет, Тюмень, 2013).

 

 

 

 

 

1. ГОУ ВПО Ульяновский государственный университет

Калаков Н.И., Седунова А.С. Учебная программа повышения квалификации профессорско - преподавательского состава  по направлению «Инновационная деятельность:  комплексное прогнозирование в образовании». Ульяновск, 2007 г.

«2.5. Диагностика индивидуально-личностного потенциала. Предпосылки применения аппаратурных методов в системной психодиагностике. Общая характеристика диагностической аппаратуры (Активациометр АЦ-9К, ГРВ-Компакт и др.). Современные методы диагностического аппаратурного исследования. Сравнительный анализ преимуществ и недостатков аппаратурной диагностики и неинструментальных тестовых методов. Базовые параметры комплексной диагностики индивидуально-личностного потенциала человека. 

Система комплексной диагностики индивидуально-личностного потенциала человека. Особенности индивидуально-личностной диагностики у людей с различными социальными и психологическими характеристиками: гендерный, возрастной, культурно-образовательный и индивидуально-психологический аспекты. Организация работы учебно-исследовательской лаборатории с применением современных программ комплексной диагностики: неинструментальных и инструментальных (Активациометр АЦ-9К, ГРВ-Компакт и др.) методов изучения человека, программ автоматизированной диагностики.

2.6. Прогнозирование профессиональной деятельности

…Прогнозирование по функциональным резервам. Прогнозирование по показателям высшей нервной деятельности.

Индивидуально-типологические критерии эффективности коррекционных подходов. Апробация методов диагностики и коррекции психофизиологического состояния: практическая работа с аппаратурой и программами в электрофизиологической лаборатории. Системный подход к прогнозированию профессиональной успешности.

Знакомство с инструментальными методами диагностики. Проведение наглядного исследования  соматических и психофизиологических свойств человека с использованием прибора «Активациометр АЦ-9К». 

 

 

2. Дьяченко А.А., Щипанова Д.Е. Рабочая программа дисциплины по выбору (ОД.А 05.1) «Системная диагностика человека: теория и практика»: модуль основной профессиональной  образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (ОПОП ППО) по специальностям научных работников: 19.00.01.Общая психология, психология личности, история психология. 19.00.07. Педагогическая психология. 19.00.13. Психология развития, акмеология. ФГАОУ ВПО «Российский гос.профессионально-педагогический университет». Отдел аспирантуры и докторантуры. Кафедра теоретической и экспериментальной психологии. Екатеринбург, 2012.

«Цель курса – знакомство с основами, структурой и принципами системной диагностики человека, а также конкретными методами и аппаратурой для ее реализации.

Курс включает теоретическую и практическую части объемом по 12 и 24  учебных часов соответственно. В первом разделе рассматривается теория системной диагностики, где раскрывается роль системного подхода в диагностике человека, формулируются принципы системной диагностики, а также принципы подбора и создания методов и аппаратуры для ее осуществления. Далее рассматриваются теория и методы диагностики свойств, находящихся на основных уровнях иерархической структуры человека: соматический, психофизиологический, уровень психических состояний, процессов, свойств личности.

Практические занятия посвящены овладению конкретными методами и методиками системной диагностики человека, реализуемыми с помощью прибора «Активациометр». В каждом случае изучаются: общая характеристика метода, процедура диагностики, обработка результатов, их интерпретация, пути практического использования.

 2. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

 

Вид учебной работы

Всего зач. ед. (часов)

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

 

Аудиторные занятия:

1,5 (54)

 

Лекции (минимальный объем теоретических знаний)

0,5 (18)

 

Семинары и практические занятия

1 (36)

 

Самостоятельная работа аспиранта

0,5 (18)

 

 

ИТОГО

2 (72)

 

Вид итогового контроля:

Зачет

 

2.2. Тематический план изучения дисциплины

 

№ п/п

Наименование тем лекций и др. видов занятий

Бюджет времени

Из них по видам учебных занятий

Примечание

Лекции

Семинары и практичес-кие занятия

Самостоя-тельная работа

1

2

3

4

5

6

7

Раздел 1. Теоретические основы системной диагностики человека

1

Принципы системной диагностики человека

6

2

2

2

 

2

Компоненты системной диагностики человека

6

2

2

2

 

3

Методы системной диагностики человека

6

2

2

2

 

Раздел 2. Практика системной диагностики человека

4

Системная соматическая диагностика

6

2

2

2

 

5

Психофизиологическая диагностика

6

2

2

2

 

6

Диагностика психических процессов и состояний

7

1

4

2

 

7

Диагностика психоло-гических, социальных и социально-психологических свойств личности

7

1

4

2

 

Раздел 3. Прибор «Активациометр АЦ-6» как средство системной диагностики

8

Общее устройство прибора

7

1

4

2

 

9

Диагностические возможности прибора

7

1

4

2

 

10

Процедура диагностики

8

2

6

-

 

11

Обработка данных и по-становка системного диагностического заключения

6

2

4

-

 

 

ИТОГО:

72

18

36

18

 

               

 

3. Учебно-методическое, техническое и программное обеспечение курса

3.1.Техническое и программное оснащение занятий

Аппаратурное устройство "Активациометр АЦ-6".

Персональный компьютер с установленной операционной системой Windows 95120001XP.  Компьютерная программа, обеспечивающая работу аппаратурного устройства "Активациометр АЦ-6".

…Дополнительная литература

Цагарелли Ю.А. Теория и практика системной диагностики человека в психологии. В кн.: Системные исследования в общей и прикладной психологии / Ю.А. Цагарелли. Набережные Челны, 2000.

Цагарелли Ю.А. Системная диагностика человека в практической психологии: учебное пособие / Ю.А. Цагарелли. Казань, 2000».

Примечание.  Основой содержания и структуры вышеизложенной программы «Системная диагностика человека: теория и практика» явилось учебное пособие Ю.А.Цагарелли «Теория и практика системной диагностики человека». Казань, Изд-во «Таглимат» ИЭУиП, 2002 – 168 с.

 

 

 

3. Рамендик Д.М. к.пс.н., Чернышева Е.Г. к.б.н. Программа дисциплины «Психофизиология» для направления 030300.62 - Психология подготовки бакалавра. Правительство Российской Федерации. Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет  Психологии. Москва 2011.

«…Тема 5. Дифференциальная и возрастная психофизиология

Особенности строения тела и мозга человека как основа психологических различий. Конституциональные типологии. Проблема врожденных и приобретенных свойств психики человека (в том числе интеллекта, способностей и одаренности).

Практическое занятие.

Определение индивидуального стиля саморегуляции зрительно – двигательной координации. Знакомство с прибором активациометром.

Межполушарная асимметрия, психофизиологические способы ее определения: теппинг-тест, симметричные пластины КГР, тест на тремор и др.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и обсуждения

…Какими методами можно исследовать индивидуально-типологические психофизиологические различия?

…Возможно ли на основе психофизиологических данный прогнозировать задатки и способности человека?».

 

 

 

4. Киселева Е.А. к.пс.н., доц. Программа дисциплины  «Теория и технология полиграфии» для направления  030300.62 – Психология  подготовки бакалавра. // Государственный университет Высшая школа экономики. Факультет психологии. Москва 2007.

Источник: - http://new.hse.ru/C16/C10/kiseleva-e-a/default.asp new.hse.ru  На сайте: teor_i_texnol poligrafy

 

Основной целью курса «Теория и технология полиграфии»  является формирование навыков системной диагностики в ее прикладных аспектах: умения самостоятельно работать с аппаратурными методами, составлять опросники для детекции лжи, лояльности сотрудников, различных маний и аддиктивного поведения.

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать диагностические возможности приборов Активациометр-6 и 9к, Эпос и Поларг,

уметь проводить диагностику психофизиологических свойств, психических состояний, психических процессов человека,

обосновывать феноменологию лжи,

знать правовые аспекты применения полиграфа в ОРД,

знать теории детекции лжи и принципы обработки полиграмм,

Методические рекомендации преподавателю:

При изучении курса «Биологическая полиграфия» используются 2 прибора Активациометр (в «ручном» и автоматическом режиме), прибор ЭПОС и прибор ПОЛАРГ, компьютер и его необходимые комплектующие, телевизор с большим экраном, видеомагнитофон, учебный видеофильм.

Дисциплина читается в 4 модуле на  2 курсе.  Общее количество часов 54, из них 10 – лекции,  10 –практические занятия.

Практические занятия:

1     

Детекция лжи на активациометре 

8

4

4

 

Практикум 1. Детекция лжи на активациометре.

Особенности создания опросников для определения достоверности информации и их применение для решения различных профессиональных задач.

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.

  1. Закономерность системной  организации человека
  2. Описание функций и диагностических возможностей приборов Активациометр 6к и 9к.
  3. Описание особенностей диагностики психических состояний на приборе Активациометр
  4. Специфика диагностики психических процессов на активациометре
  5. Диагностика типа мышления на Активациометре
  6. Теория и практика работы на Активациометре с целью диагностики функциональной ассиметрии полушарий мозга
  7. Надежность, стабильность и психоэмоциональная устойчивость в экстремальной ситуации
  8. Саморегулирующие воздействия на психоэмоциональное состояние …»

 

 

 

5. Д.пс.н., проф. Недбаева С.В., д.филос.н., проф. Гамов В.И. к.философ.н., доц. Рабинович О.И. Программа кандидатского экзамена послевузовского профессионального образования по истории и философии науки (19.00.00 – Психологические науки). // Армавирская государственная педагогическая академия. Армавир, 2012

«…Программа составлена на основе программы-минимум, разработанной Институтом истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН и Институтом психологии Российской академии образования при участии Института психологии РАН и факультета психологии Московского государственного университета и одобрена экспертными советами Высшей аттестационной комиссии Минобразования России  по истории и по педагогике и психологии.

…7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

… ксерокс;

магнитола;

активациометр;

программы компьютерной обработки и тестирования «Жизненный путь», «Ориентир», «Факторный опросник Кеттелла», «Тест Р. Амтхауэра», «Тест Э. Ландольта».

Примечание: в данной программе кандидатского экзамена указан единственный прибор – активациометр.

 

 

 

6. Программа дополнительного образования «Системная диагностика человека: теория и практика». // ФГАОУ ВПО Российский гос. профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2005 

«Программа повышения квалификации предназначена для психологов, менеджеров по персоналу, работников систем образования, здравоохранения, социальной защиты, служб занятости, силовых ведомств, студентов 3-5 курсов психологических специальностей.

Краткое содержание программы. Теоретические основы системной диагностики человека: принципы, компоненты, методы. Практика системной диагностики человека: измерение соматических психофизиологических свойств; психических процессов и состояний; психологический, социально-психологических и социальных свойств личности. Обработка данных и постановка системного диагноза.

В процессе занятий слушатели получают индивидуальные результаты диагностики свойств, находящихся на основных уровнях иерархической структуры человека.

Объем программы 30 часов.

По окончании программы слушателям выдается сертификат о повышении квалификации и лицензия на использование прибора «Активациометр АЦ-6.

 

 

 

7. Программа повышения квалификации «Профессиональный выбор и психологические факторы успешной карьеры». // ФГАОУ ВПО Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2005 

Программа повышения квалификации предназначена для всех, кто заинтересован адекватностью собственного профессионального выбора и возможностями успешного построения карьеры, студентов всех  курсов всех специальностей и учащиеся старших классов.

Краткое содержание программы

Часть I. Оптимальный профессиональный выбор как согласование трех составляющих «Хочу», «Могу» и «Надо».

  «Хочу»: определение профессиональных интересов и склонностей (профориентационный тренинг, методика “Психосементическая диагностика срытой мотивации” методика рисуночных метафор “Жизненный путь”). Подбор профессий и специальностей, максимально соответствующих интересам и склонностям слушателя семинара, а также требованиям к условиям труда и т.п.

  «Могу»: изучение индивидуально-психологических особенностей как внутренних условий успешной профессиональной карьеры: исследование психофизиологических свойств (аппаратурная система  «Активациометр АЦ-6»)….

«Надо»: оценка состояния рынка труда на примере г. Екатеринбурга по данным служб занятости города.

    Часть II. Прогноз успешности освоения выбранной профессии и эффективности профессиональной карьеры на основе психологического портрета слушателя семинара, составленного по результатам комплексной профориентационной диагностики.

 

 

 

8. Цагарелли Ю.А. Рабочая программа «Системная психологическая диагностика и коррекция в государственной службе». // Высшая школа государственного и муниципального  управления  Казанского федерального ун-та. Казань, 2014.

Психологическая структура личности госслужащего как предмет системной психологической диагностики и коррекции в государственной службе.

Индивидуальный стиль умственной деятельности госслужащего.

Диагностика индивидуального стиля умственной деятельности госслужащего на АПК «Активациометр».

Коррекция индивидуального стиля умственной деятельности госслужащего.

Влияние психического состояния на работу госслужащего.

Диагностика психического состояния госслужащего на АПК «Активациометр».

Коррекция психического состояния госслужащего с помощью АПК «Активациометр».

Диагностика склонности к риску на АПК «Активациометр».

Индивидуальные проявления склонности к риску в работе госслужащего.

 

 

 

9. Цагарелли Ю.А. Рабочая программа «Психологические аспекты профилактики коррупционных проявлений».//Высшая школа государственного и муниципального  управления Казанского федерального ун-та. Казань, 2015.

Темы:

Психосоматические последствия коррупционного поведения. Диагностика психосоматических заболеваний на АПК «Активациометр»

Влияние коррупционного стресса на развитие инсульта. Диагностика стресса на АПК «Активациометр»

Опасные психические состояния как следствие коррупционного поведения.  Диагностика психических состояний на АПК «Активациометр»

Свойства нервной системы и их проявления в различных формах коррупционного поведения. Диагностика свойств нервной системы на АПК «Активациометр»

Особенности умственной деятельности  в ситуации коррупционного поведения. Диагностика умственной деятельности  и ее адекватности на АПК «Активациометр»

Психологические свойства личности и их проявления в различных формах коррупционного поведения. Диагностика свойств личности на АПК «Активациометр»

Системная детекция лжи на АПК «Активациометр» как способ борьбы с коррупцией.

 

 

 

10. Рабочая программа дисциплины «Психология развития и возрастная психология». Бакалавр. Очная и заочная. Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере. Краснодар, 2014.

Лабораторный практикум

Лабораторный практикум проводится на базе Научно-исследовательской лаборатории психологической системной диагностики личности.

Тема 6. Психологические особенности ранней взрослости.

Цель исследования: знакомство с общесистемными методиками диагностики, коррекции и развития

Используемое оборудование: Активациометр АЦ-9К

Процедура исследования: «Активациометр» модели АЦ-9К имеет полный диалоговый режим с компьютером. Поэтому реализация всех нижеуказанных методик на модели АЦ-9К осуществляется в режиме автоматического ввода данных.

Общесистемные методики диагностики, коррекции и развития

1. Методика диагностики психологических свойств методом измерения температурных точек. Диагностируется: ПАМЯТЬ (произвольная, непроизвольная, слуховая, зрительная, эмоциональная словесно-логическая); ВНИМАНИЕ: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное); самостоятельность в принятии решений; настойчивость, самообладание, решительность.

2. Диагностика психологической совместимости между людьми.

3. Диагностика склонности к риску.

4. Диагностика качества процессов развития и реабилитации.

5. Диагностика различных воздействий на эмоциональную и когнитивную сферы.

6. Диагностика уровня и адекватности самооценки.

7. Методика формирования адекватной самооценки.

8. Методика автоматизированного составления психодиагностических нормативов (шкал) по полу, возрасту, профессии и др.

9. Методика индивидуальной интерпретационной адаптации результатов медико-психологического исследования при реальном или виртуальном перемещении обследованного в другую группу.

Дополнительный перечень качеств, диагностируемых на АПК «Активациометр» АЦ-9К по свойствам и симптомокомплексам свойств нервной системы (НС)

1. Выносливость. По инертности возбуждения(М.Н.Ильина, 1972).

2. Врабатывание. По подвижности возбуждения (Е.П.Ильин, 2003).

3. Адаптация к временным поясам, смене суточного ритма и т. д. По подвижности НС (Е.П.Ильин, 2003).

4.Ригидность. По инертности НС (Е.П.Ильин, 2003).

5. Склонность к тщательной подготовке к предстоящей деятельности. По инертности НС (Е.П.Ильин, 2003).

6. Эмоциональность. По высокой лабильности НС в сочетании с подвижностью возбуждения и слабостью НС (Е.П.Ильин, 2003; Ю.А.Цагарелли, 2009).

7. Поведенческие реакции. По балансу НС. Бурные реакции на происходящее и быстрое «остывание» у возбудимого типа. Заторможенные, сглаженные реакции у тормозного типа (Ю.А.Цагарелли, 2009).

8. Психологическая совместимость. По разнополярности свойств НС (Ю.А.Цагарелли, 2009)..

9. Потребность в активности. По преобладанию возбуждения по «внутреннему» балансу НС.

10. Склонность к активному отдыху. По преобладанию возбуждения по внутреннему балансу. Противопоказание - преобладание торможения по внутреннему балансу (Е.П.Ильин, 2003).

11. Работоспособность. По преобладанию возбуждения по внутреннему балансу. Противопоказание - преобладание торможения по внутреннему балансу (Е.П.Ильин, 2003).

12. Монотоноустойчивость. По преобладанию возбуждения по «внутреннему» балансу в сочетании со слабой нервной системой, инертностью возбуждения, преобладанием торможения по «внешнему» балансу, уровнем лабильности ниже среднего, низкой Δ лабильности. Противопоказание - преобладание возбуждения по внешнему балансу (Е.П.Ильин, 2003).

13. Терпеливость на фоне усталости, неприятных состояний. По преобладанию возбуждения по «внутреннему» балансу в сочетании с сильной нервной системой, инертностью возбуждения, преобладанием торможения по «внешнему» балансу, лабильностью ниже среднего, низкой Δ лабильности1. Противопоказание - преобладание торможения по внутреннему балансу (Е.П.Ильин, 2003; Ю.А.Цагарелли, 2009).

14. Мышечная закрепощенность, приводящая к снижению координированности. По преобладанию возбуждения по внутреннему балансу. Преобладание торможения по внутреннему балансу дает мышечную расслабленность и повышение координированности (Е.П.Ильин, 2003).

15. Решительность. По преобладанию возбуждения по «внутреннему» балансу в сочетании с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу (плюс в опасной ситуации – с сильной нервной системой), подвижностью возбуждения и торможения (Е.П.Ильин, 2003).

16. Общительность. По преобладанию торможения по «внутреннему» балансу в сочетании с преобладанием торможения по «внешнему» балансу, слабой нервной системой, инертностью возбуждения, подвижностью торможения, уровнем лабильности и ее Δ выше среднего (Е.П.Ильин, 2003).

17. Нейротизм. По преобладанию возбуждения по «внутреннему» балансу в сочетании с уравновешенностью по «внешнему» балансу, слабой нервной системой, подвижностью возбуждения и торможения (Е.П.Ильин, 2003).

18. Внушаемость. По преобладанию торможения по внешнему балансу над возбуждением. (Е.П.Ильин и С.К.Малиновский, 1981).

 

 

 

11. Шебураков И.Б. к.пс.н. Рабочая программа дисциплины «Оценка трудовой деятельности». Специальность:  080505.65 «Управление персоналом». Специализация: «Кадровый консалтинг и аудит» Квалификация выпускника: Менеджер. Форма обучения: Заочная. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Вологодский филиал. Кафедра управления персоналом. Вологда  2011

 «… Аппаратные исследования предполагают использование специальных приборов, фиксирующих психофизиологические реакции человека и параметры деятельности организма.

Например, полиграф («детектор лжи») применяется для оценки лояльности персонала, выявления скрываемой информации, для проведения разнообразных внутренних проверок персонала.

Тестирование с использованием психофизиологических аппаратов могут быть целесообразны для оценки персонала в деятельности которого важна мелкая моторика, координация движений, глазомер, скорость реакции и пр. – на активациометре…»

 

 

 

12. Фефилов А.В. Рабочая программа дисциплины «Дифференциальная психология личности». // Удмуртский государственный университет. Институт педагогики, психологии и социальных технологий. Ижевск, 2014. / [Электронный ресурс] - URL: mydocx.ru›10-71751.html

Основные требования к уровню подготовки специалиста по специальности (030301/ 020402) «Психология». Степень выпускника Специалист Форма обучения очная.

Примеры учебно-исследовательских и самостоятельных работ и заданий

А). Определение работоспособности нервной системы на “моторном” уровне с помощью теппинг-теста Ильина в бланковом или компьютерном вариантах.

Б). Определение значения межполушарной асимметрии на “моторном” уровне с помощью модификации теппинг-теста Ильина на компьютере.

В). Определение значения межполушарной асимметрии на “аудиоперцептивном” уровне при помощи метода Кимуры, или “дихотического” прослушивания специальной записи на стереоплейере с наушниками.

Г). Определение значений “общей активации” человека и межполушарной асимметрии на “активационном” уровне при помощи портативного прибора “Активациометр”.

Д). Определение уравновешенности нервных процессов на “эмоционально-мотивационном” уровне при помощи кинематометра Жуковского или “ползунков” прибора “Активациометр”.

Е). Определение уровня подвижности процессов возбуждения и торможения на эмоционально-мотивационном уровне при помощи кинематометра Жуковского или “ползунков” прибора “Активациометр”.

Ж). Определение уравновешенности нервных процессов по “внутреннему” балансу на эмоционально-мотивационном уровне при помощи кинематометра Жуковского или “ползунков” прибора “Активациометр”.

Техническое обеспечение практических и лабораторных занятий:

Студентам предоставляется возможность зарегистрировать с помощью приборов “Активациометр” и системы комплексного психофизиологического обследования "CONAN 2.0" различные физиологические параметры и реакции: кожно-гальваническую реакцию (КГР), миограмму (ЭМГ).

 

 

 

13. Замалетдинов И. С. Программа психологического обеспечения спортивной деятельности команд и спортсменов ЦСКА. Проект. Москва, 2012

1. ОБОСНОВАНИЕ

Грамотный тренер никогда не откажется от профессиональной помощи психолога, если его рекомендации исходят из объективных научно-обоснованных данных, полученных с помощью аппаратурно-инструментальных исследований, в сочетании с тщательным анализом реальной спортивной деятельности.

В этом плане предоставление психологом по каждому спортсмену показателей, касающихся врожденных особенностей основных свойств нервной системы (сила, подвижность, лабильность, уравновешенность), темперамента и типа направленности ориентировок  (экстра – интраверсия), индивидуального профиля межполушарной организации функций головного мозга (ассиметрия, баланс, общий тонус), показателей порога ощущений и восприятия в анализаторах (зрительный, слуховой, тактильный, мышечно-суставной), показателей нервно-мышечных соотношений (скорость сенсомоторных реакций, статический и динамический тремор, координация и пластичность движений), показателей внимания ( объем, распределение, концентрация, переключение), памяти ( зрительная, слуховая, мышечная, пространственная, эмоциональная), оперативного мышления ( симультанное, суксессивное, понятийно-логическое, сенсорно-моторное, образно-пространственное), показателей психо-эмоциональной устойчивости ( уровень, глубина, стабильность, навыки саморегуляции), характеристик мотивационной сферы, личностных особенностей  ( доминирующие черты характера, ценностные ориентации, нравственные принципы, социальная зрелость, лидерство-ведомость), характеристик взаимодействия в спортивных командах (взаимопонимание, сплоченность, совместимость, стиль руководства), а также других показателей могут существенно помочь в оптимальной организации спортивно-тренировочного процесса.

Следует отметить, что в отличие от зарубежных спортивных психологов, отечественные исследователи (Ильин Е.П., Марищук В.Л., Обозов Н.Н., Блудов Ю.М., Родионов А.В., Жуковский М.Н., Стрелец В.Г. и др.) существенно продвинулись в изучении профессионально-значимых базовых свойств и качеств, касающихся сферы нейродинамики, психомоторики и психофизиологии и предложили ряд технических устройств по их диагностике и аппаратурно-стендового моделирования важных составляющих спортивной деятельности.

В этом плане особенно удачным является многофункциональный портативный прибор «Активациометр», разработанный проф. Цагарелли Ю.А. и предназначенный для системной диагностики человеческого организма и психики с возможностями объективно оценивать большинство параметров целевого изучения, указанных вышеназванными отечественными исследователями с помощью технических устройств. Трудно переоценить значимость для спортивной деятельности возможности объективно регистрировать на приборе (в течение нескольких секунд) сдвиг уровня общей активности подкорковых структур и ретикулярной формации головного мозга, а также изменение баланса активности полушарий при нарастании состояния переутомления (перетренированности).

Всем специалистам по спорту известно, что элитные спортсмены с высочайшим уровнем подготовки постоянно балансируют на тонкой грани между наиболее высоким уровнем тренировочных нагрузок и состоянием «перетренированности», возможность предвидеть и объективно диагносцировать которое, являлось до сих пор трудной задачей для спортивных врачей, тренеров и самих спортсменов.

Следует также отметить, что объективные данные инструментально-приборного исследования нейродинамики, психофизиологии и психомоторики вызывают повышенный интерес самих спортсменов, особенно спортсменов высокого класса, мотивированных на целенаправленное совершенствование своих профессионально значимых свойств и качеств. В свое время в инициативном порядке мы провели соответствующие исследования и психотренинги с использованием прибора «Активациометр» еще первого поколения. В исследованиях и тренингах приняли участие отдельные представители легкой атлетики, фехтования, тенниса, пятиборья и юные гимнасты. В течение одного-двух месяцев занятий у всех спортсменов выросли спортивные показатели, что было неожиданно как для нас, так и для тренеров и самих спортсменов. Это еще раз убеждает нас о пользе психологического обеспечения спортивной деятельности.

Значимость спортивного психолога как полноправного члена команды тренеров и врачей признается повсеместно. Спортивнее психологи могут и обязаны помочь спортсменам расширить и углубить процесс познания и целевого совершенствования своих профессионально-значимых свойств и качеств, содействовать справляться со стрессами, помочь выработке навыков настраиваться на состояние готовности к оптимальному выступлению. Психологическая тренировка по своей сути должна стать неотъемлемой частью всего спортивно-тренировочного процесса, успешное течение которого достигается при тесном сотрудничестве тренера, психолога, врача команды и самих спортсменов, при ведущей роли тренера, определяющего главный вектор подготовки на всех этапах вплоть до завершения спортивного выступления.

Можно упомянуть, что еще в Советское время в штате специалистов ЦСКА были психологи и не без этого обстоятельства слава спортсменов ЦСКА и всего клуба была широко распространена как в СССР, так и за рубежом. Надо полагать, что возобновление централизованной психологической службы на новом уровне инструментально-аппаратурного обеспечения неминуемо отразится в росте рекордов как в отечественном так и в мировом спорте.

В этой связи нелишним будет напоминание, что создание психологической службы в пилотируемой космонавтике еще на заре ее становления внесло существенный вклад в сохранение лидирующей роли СССР, а в последующем – Российской Федерации в этой области человеческой деятельности.

2. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ психологического обеспечения спортивной деятельности команд и спортсменов ЦСКА

ЦЕЛЬ. Повышение эффективности подготовки спортсменов с рентабельным использованием временных и материальных ресурсов на основе системного учета конституциональных особенностей нейродинамики, психофизиологии, психомоторики спортсменов, их индивидуальных психологических, мотивационных и личностных особенностей с проведением специальных психологических тренингов и консультативно-психологического обеспечения всех циклов спортивной деятельности.

ЗАДАЧИ

2.1. Комплексное аппаратурно-тестовое обследование юных спортсменов для оптимальной их ориентации по видам спорта и конкретным их разновидностям с учетом выявленных спортивно-значимых характеристик их конституциональных особенностей.

2.2. Пролонгированное изучение психофизиологических и психологических свойств и качеств перспективных спортсменов (разрядники, кандидаты и мастера) для разработки типовых? рекомендаций и осуществления дифференцированных психологических тренингов по совершенствованию спортивно-значимых свойств и качеств для конкретных видов спорта.

2.3. Комплексное психологическое мониторирование спортивной подготовки и ответственных соревнований с осуществлением мер по совершенствованию навыков саморегуляции, предупреждению состояний перетренированности, обеспечению позитивного психологического климата в ходе соревнований, с анализом факторов, определивших конечную результативность, и последующая реализация психологических мероприятий в выработке оптимального индивидуального стиля спортивной деятельности.

2.4. Методическое обеспечение тренеров, врачей и спортсменов психологическими средствами повышения спортивного мастерства в конкретных видах спорта, а также  плановое обучение спортсменов методам управления своим функциональным состоянием, аутотренинга, идео-моторной тренировки и психолингвистического программирования успешного спортивного выступления.

2.5. Научное обобщение опыта психологического обеспечения спортивной деятельности с культивированием и пропагандой новых достижений в теории и практике спорта.

3. СОДЕРЖАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

3.1. Инструментально-аппаратурная диагностика конституциональных особенностей нейродинамики, профиля межполушарной организации психических функций, темперамента, типа ориентировочных реакций, психофизиологических свойств сенсомоторики; психологических функций внимания, памяти, воображения, мышления, оперативного принятия решений; эмоциональной устойчивости и психической стабильности проводится с общей целью создания информационного банка данных для: а) адекватной ориентации юных спортсменов по видам и конкретным разновидностям  спорта, б) для целенаправленного совершенствования спортивно-значимых психофизиологических и психологических качеств и выработки оптимального индивидуального стиля спортивной деятельности у спортсменов высокого класса и перспективных спортсменов.

Юные спортсмены проходят обследование один раз в год по заявкам родителей и тренеров. Перспективные спортсмены и спортсмены высокого класса проходят обследование 2 раза в год по заявкам тренеров, врачей команд и по личной инициативе.

3.2. Диагностика доминирующих черт характера, личностных особенностей, ценностных и нравственных ориентаций, социально-психологических свойств и качеств проводится с использованием специальных опросников, проективных методов, анкетирования и анализа характеристик  и анкетных данных. Данное обследование проводится ежегодно по заявкам тренеров,  врачей команд и по инициативе самих спортсменов. Банк данных используется для конкретизации мер психокорректирующего воздействия, саморазвития и самосовершенствования спортсменов.

3.3. Аппаратурно-стендовые тренировки по совершенствованию психофизиологических свойств, психологических функций и психомоторных реакций по критериям скорости, точности, координированности, пластичности и стабильности проводятся постоянно по заявкам самих спортсменов и по рекомендациям тренеров и врачей команд.

3.4. Психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия по повышению адекватной самооценки, совершенствованию личностных свойств и качеств, по преодолению  негативных привычек, фобий и различных психогений проводятся постоянно по инициативе самих спортсменов. Предусматривается строгая конфиденциальность проведения данного типа мероприятий.

3.5. Обучение спортсменов навыкам самоуправления, аутотренинга, идеомоторного тренинга, психолингвистического программирования ответственного выступления осуществляются постоянно в индивидуальном и групповом варианте по заявкам тренеров, врачей и самих спортсменов.

3.6. Обучение врачей команд и других спортивных специалистов работе с аппаратом «Активациометр» в ручном и компьютерно-автоматизированном вариантах в целях предупреждения состояний «перетренированности» оценки уровня психоэмоционального состояния спортсмена (привычно-нормальный, сниженный, крайне низкий, повышенный, крайне высокий), прогноза стабильности этого состояния перед ответственным выступлением, оценки состояния органов и систем организма, определения биологической совместимости организма с продуктами питания и другими веществами, срочного снятия болевого синдрома, перевозбужденности или угнетенности путем «точечного» массажа акупунктурных точек и зон, а также для многих других частных целей в реальной спортивной деятельности.

Данное мероприятие проводится по заявкам руководителей конкретных видов спорта, тренеров и самих врачей. Предусматривается обучение и самих спортсменов нацеленных на системное совершенствование своего спортивного мастерства.

3.7. Проведение лекций и семинаров по актуальным вопросам психологических аспектов повышения эффективности спортивно-тренировочного процесса и достижения рекордных результатов в соревнованиях.

Данное мероприятие проводится по плану учебно-методической подготовки спортивных специалистов.

3.8. Психологогическое обеспечение мероприятий по подготовке и в период участия спортсменов в ответственных соревнованиях. Эти мероприятия касаются вопросов оптимизации информационных и эмоциональных нагрузок, режима труда и отдыха, психологического климата, формирования мотивационной и мобилизационной готовности к победе и рекордам, а также в различных психопрофилактических и психотерапевтических мерах в период реадаптации.

4. СТРУКТУРА ГРУППЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, УСЛОВИЯ ЕЕ РАБОТЫ

4.1. В состав группы предполагается включить 4 штатных единицы научного персонала и 2 единицы лабораторно-технического персонала:

1. Руководитель группы – доктор психологических наук.

2. Зам. Руководителя группы – доктор/кандидат психологии или медицины

3. Медицинский психолог – специалист по психотренингу и психотерапии

4. Спортивный психолог – специалист по психодиагностике и психограмме видов спорта

5. Техник-лаборант – медицинский работник

6. Техник- лаборант – пользователь ПК

4.2. Группа психологического обеспечения размещается в 4-х смежных помещениях (комнатах, кабинетах) общей площадью 60-80 кв.метров. Предусматривается возможность пользоваться классным помещением для проведения групповых исследований, тренировок, классных занятий и семинаров, а также обеспечение группы  тремя абонентными телефонными номерами и одним факсом.

4.3. Предусматривается прикрепление к группе (по заявкам) одной автомашины для обеспечения выездных работ с аппаратурой.

4.4. В технический инвентарь предполагается включить:

два персональных компьютера с возможностью подключения одного к системе Internet.

одно ксерокопирующее устройство

два ноутбука для выездных работ

два аппарата «Активациометр» с программой по автоматической обработке  результатов

два аппарата «Активациометр» с ручной обработкой результатов

специнвентарь по психологическим исследованиям и тренировкам (модельные стенды)

соответствующие КЭО имущество для 4 кабинетов и оборудования класса (стулья, столы, кушетки, магнитофоны (2) для записи и создания помех)

4.5. Предполагается привлечение ведущих отечественных и зарубежных   специалистов по спорту к текущей и научной работе на основе обмена опытом или  договорной основе (по дополнительному финансированию)

5. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГРУППЫ

5.1.Научно-методические разработки предполагается готовить для открытого тиражирования в целях распространения и реализации разработанных новых подходов психологического обеспечения спортивной деятельности в других клубах и спортивных учреждениях.

5.2. Указанные разработки и возможности группы обучать и готовить соответствующих специалистов предполагается использовать в целях бюджетного самообеспечения работы и научных изысканий на основе договоров с заказчиками из других клубов, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Замалетдинов И. С. Невролог Врачебно-спортивного диспансера ЦСКА, кандидат медицинских, доктор психологических наук, профессор

 

 

 

14. Проведение функционально-диагностических исследований. Казахстанский гос. мед. университет. / [Электронный ресурс] - URL:  humenced.at.uanews/kazakhstanskij_… 

 Активациометр АЦ-6 предназначен для системной диагностики человека.

- диагностики соматических свойств методом акупунктурной диагностики;

- диагностики индивидуальной совместимости организма с органиче­скими и неорганическими веществами по методу Р. Фолля;

- диагностики психофизиологических свойств: активации и функцио­нальной асимметрии полушарий головного мозга; свойств нервной системы: силы, подвижности, баланса нервных процессов по возбуждению и торможе­нию;

-диагностики психоэмоциональных состояний;

-диагностики психических процессов: ощущений и чувствительности; восприятия пространственных отрезков (глазомера); двигательных функций: двигательной памяти, проприорецепции, координации движений; ведущей руки (право- леворукости); мышления;

- диагностики психологических свойств личности: надежности в экс­тремальных ситуациях; психоэмоциональной устойчивости; стабильности,саморегуляции, самооценки и ее адекватности;

- диагностики социально-психологических, социальных и иных свойств, изучаемых методами экспертной оценки, анкетами и опросниками;

- диагностики регулирующих и саморегулирующих воздействий.

Прибор АЦ-6 может использоваться для массовых психологических, психофизиологических и медицинских обследований в системе общего и специального образования, дошкольных и внешкольных учреждениях, в вооруженных силах, МВД, таможенных органах, на производственных и транспортных предприятиях, в спорте, искусстве, клиниках, больницах, нетради­ционной медицине, НИИ, в семье. Самодиагностика может осуществляться и людьми, не имеющими специального образования.

 

 

 

15. Направление исследований сектора спортивной психологии. // НИИ фундаментальных и прикладных проблем физической культуры и спорта РГУФК. Москва, 2007. / [Электронный ресурс] - URL: http://science.sportedu.ru

Состав сектора: Родионов А.В. – зав. сектором, доктор психологических наук, профессор, Лещук О.В., Терехова Д.А., Пузенков Н.Ф., Басов Д.В.

НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕКТОРА:

Психофизиологические резервы спортсменов, детерминирующие эффективность деятельности в экстремальных условиях. Проблема активизации резервных возможностей человека в условиях спортивной деятельности решается в следующих основных направлениях:

- изучение психологических механизмов овладения эффективными тактическими навыками в деятельности спортсмена;

- изучение психологических механизмов адаптации к нагрузкам двигательной активности;

- психологическая реализация принципа индивидуального подхода к процессу спортивной подготовки;

- развитие потенциальных возможностей спортсменов в условиях, психологически моделирующих условия спортивной деятельности;

- разработка психолого-педагогических средств и методов оптимизации психического состояния спортсмена в тренировке и соревновании,

- реализация психологического подхода к сопряженным воздействиям в спорте,

- диагностика психических качеств и психофизиологических свойств, наиболее значимых для данного вида спортивной деятельности,

- изучение особенностей психической адаптации к нагрузкам тренировочной и соревновательной деятельности,

- совершенствование и оптимизация систем психического регулирования функций организма, поведения и действий спортсмена в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований;

- проведение психопрофилактики, психической коррекции, психологического консультирования с учетом особенностей субъекта и объекта спортивной деятельности.

При решении этих задач используется современная психофизиологическая аппаратура (системная психологическая диагностика на приборе «Активациометр», прибор для измерения психофизиологических реакций человека) и компьютеризованные методики для измерения психических качеств спортсмена.

Результаты представляются в форме психологических характеристик спортсменов, оценки особенностей тренировочного процесса и прогноза поведения и деятельности спортсмена в экстремальных условиях тренировок и соревнований.

 

 

 

16. Колокатова Л.Ф. Учебно-методический комплекс по дисциплине физическая культура. Для всех специальностей всех форм обучения: 1-4 курс. // ФГОУ ВПО Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского. Институт «Социально-Гуманитарных технологий». Кафедра «Физического воспитания». М.: МГУТУ, 2009.

 «Что касается оценки психического и тем более социального здоровья, то при всей ее бесспорной важности она и по настоящее время оставалась слабо стандартизованной. Множество применяемых здесь подходов брало свое начало от методов диагностики в психиатрии. Однако, в настоящее время разработка теории и методов системной диагностики человека представляется актуальной для многих отраслей науки и практики, особенно для отраслей, связанных с практической психологией, медициной и педагогикой.

В системе образования эта диагностика обеспечивает обратную связь в процессе развития свойств, находящихся на всех уровнях иерархической структуры человека. Она необходима для оптимизации процесса обучения, профориентации и профконсультации, а также для решения проблемы соматического и психического здоровья учащихся.

В октябре 2001 г. диагностический прибор «Активациометр АЦ-6» удостоен специального приза на 11 международной выставке технических средств безопасности VZT 2001 в Праге. Это означает международное признание лидирующего положения прибора и реализуемых с его помощью методов системной диагностики. Реализация принципа достаточности впервые позволила создать прибор, способный диагностировать свойства всех уровней иерархической структуры человека. Реализация принципа соответствия обусловила валидность, надежность, достоверность и экологическую чистоту методов диагностики. Реализация принципа универсальности позволила использовать свыше 50 инструментальных и многих неинструментальных методов с помощью одного прибора, а реализация принципа портативности обусловила его автономность, компактность и небольшой вес (2,5 кг.). Реализация принципа доступности обусловила простоту использования методик и прибора, их доступную цену, возможность использования в полевых условиях» (с. 138-139).

 

 

 

17. Погорелов   А.Г. Учебно-методический комплекс дисциплины «Инженерная психология и эргономика». // Институт управления, бизнеса и права. Ростов-на-Дону 2004

            «…3. Темы практических занятий

Тема 1. Абсолютный порог ощущения двигательного анализатора

Цели занятия: Формирование навыков инженерно-психологических исследований аппаратурными методами. Исследование абсолютного порога ощущения двигательного анализатора.

Задачи и порядок проведения работы:

Знакомство с устройством и работой прибора для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6».

Диагностика абсолютного порога ощущения зрительного анализатора. 

Обработка и интерпретация результатов.

Оформление отчета о проведенной работе согласно требованиям.

Оснащение: Прибор для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6».

Контрольные вопросы: 

1. Что такое двигательный анализатор?

2. Что такое абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущения?

3. Какое прикладное значение имеют в инженерной психологии абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущения?

Тема 2. Функциональные состояния оператора СЧМ

Цель работы: Исследование функциональных состояний оператора.

Задачи и порядок работы: Диагностика психического состояния с использованием прибора. Диагностика активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Обработка результатов и оформление работы согласно требованиям.

Оснащение: Прибор для системной диагностики человека «Активациометр АЦ-6».  

 

 

                                                                                                                                                                                                             18. Новиков Б.Д. Доцент. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная психология» для студентов 3 курса очной формы обучения Специальность 030301.65 Психология специализации «Юридическая психология». // Тверской государственный университет.Тверь-2012 г

«…5. ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Примечание.Указанное основное оборудование по дисциплине является и единственным оборудованием по данной дисциплине.

 

 

 

 

19. Лабораторная работа № 7: Изучение индивидуального латерального профиля личности. // Учебно-методический комплекс. Пермский государственный педагогический университет. Пермь.

Источник http://pspu.ru/attachments/0000/0168/050711.RAR Пермский государственный педагогический университет
Учебно-методический комплекс

 

Познакомить с основными методиками исследования межполушарной двигательных и сенсорных асимметрии.

Студенты составляют программу исследования основных видов асимметрий.
Для изучения функциональной асимметрии полушарий головного мозга используется активациометр. Студенты знакомятся с прибором, объясняется техника выполнения измерений.

Мануальная асимметрия исследуется при помощи кинематометра и двигательных «проб». Для определения ведущего глаза используется проба Розенбаха — «прицеливание», а также активациометр.

По итогам испытаний делается вывод о преимуществах и возможных трудностях реагирования в стрессовых ситуациях, характерных для людей с различными латеральными профилями.

 

 

 

Турбасова Н. В. Возрастные особенности ВНД человека. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология. Магистерская программа «Физиология человека и животных» форма обучения - очная. Отв.ред.Соловьев В.С., д.м.н., проф., зав. каф. анатомии и физиологии человека и животных. Тюменский государственный университет. Тюмень, 2013. - 15 с.

Источник: http://www.umk3.utmn.ru   сайт ТюмГУ:

 

 «…особенности высшей нервной деятельности в подростковом возрасте, методы исследования ВНД человека (ЭЭГ, магнитоэнцефалография, электромиография, электрическая активность мозга, активациометрия, томография мозга – магнитная и компьютерная).

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин – физиологии эмоционально-потребностной сферы, психофизиологических механизмов.

Результаты обучения по уровням освоения материала:

минимальный: владеет навыками правильного применения некоторых видов оборудования (ЭЭГ-Нейрософт, активациометр);

базовый: владеет навыками для самостоятельного применения некоторых видов оборудования (ЭЭГ-Нейрософт, активациометр);

повышенный: владеет навыками для самостоятельного применения некоторых видов оборудования (ЭЭГ-Нейрософт, активациометр)

  1. 1.         Темы практических работ (Лабораторный практикум).

7. Диагностика активации и функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

Объект исследования человек, для работы необходим активациометр универсальный АЦ, чистые марлевые салфетки, сухое полотенце, набор функциональных проб для определения латерального фенотипа человека (таблица), секундомер, периметр для определения полей зрения, динамометр, лист бумаги с отверстием диаметром 1 см.

8. Диагностика психоэмоциональных состояний, кинематометрия, координациометрия и определение глазомера.

Объект исследования человек, для работы необходим активациометр универсальный АЦ с кинематометрами, чистые марлевые салфетки, сухое полотенце.