Искусство

 

                           СТАВРОПОЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

                           Корлякова Светлана Георгиевна

                           ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МУЗЫ-

                                  КАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

                           Специальность 19.00.07 – педагогическая психология

                           Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук

                           Ставрополь  2008 г.

                                                                      Методы исследования

     «В диссертационном исследовании на приборе «Активациометр», разработанном Ю.А. Цагарелли,

продиагностированы следующие показатели:

СНС – сила-слабость нервной системы;

Подвижность нервной системы;

Активация и функциональная асимметрия полушарий головного мозга;

Точность реакции на движущийся объект;

Тенденция реакции на движущийся объект к запаздыванию;

Тенденция реакции на движущийся объект к упреждению;

Индивидуальная тенденция реакции на движущийся объект

Простая двигательная реакция;

Сложная двигательная реакция;

Абсолютный порог ощущений в двигательном анализаторе на малых интервалах;

Абсолютный порог ощущений в двигательном анализаторе на больших интервалах;

Абсолютный порог ощущений в двигательном анализаторе общий;

Дифференциальный порог проприоцептивной чувствительности в двигательном анализаторе на малых

интервалах;

Дифференциальный порог проприоцептивной чувствительности в двигательном анализаторе на больших

интервалах;

Дифференциальный порог проприоцептивной чувствительности в двигательном анализаторе общий.

Кординация мышц-сгибателей;

Координация мышц-разгибателей;

Психомоторная надежность музыканта в экстремальной ситуации;

Эмоциональная устойчивость

Двигательная память»

 

Сулейманов Рамиль Фаилович. Психология профессионального мастерства музыканта-инструмента-

листа : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 СПб., 2004 422 с. РГБ ОД, 71:06-19/11

     Экспериментальная часть работы выполнена с применением методик, широко апробированных

отечественными психологами (экспресс-методики изучения свойств нервной системы, комплексная

методика для исследования психоэмоционального состояния и функциональной асимметрии полушарий

головного мозга с помощью прибора «Активациометр», разработанного Ю.А.Цагарелли).

 

Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности (учебное пособие) С-Пб

изд-во «Композитор», 2008. 368 с.

 

 

Источник: acis@mail.vis.ru

Самарская государственная академия культуры и искусств

                          А.А. Телегин. ФЕНОМЕН ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИХ

                ДИАГНОСТИРОВАНИЕ: ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ

     На наш взгляд Ю.А. Цагарелли [9] наиболее удачно описал методику аппаратного тестирования

психических процессов и психологических свойств человека ….

     Для комплексного исследования творческих способностей студентов художественно-творческих

специализаций, в частности студентов-хореографов, мы взяли за основу методику Ю.А. Цагарелли и,

включили в нее ряд дополнительных тестов. Исходя из того, что важной составляющей психологической

подготовленности исполнителя танца является его эмоциональная сфера, мы определяли различные

параметры психоэмоциональной устойчивости и нервно-эмоциональной активности. Автор указывает, что

любой вид человеческой активности (деятельности, поведения, общения, различных видов творчества и

т.д.) проходит на фоне того или иного психического (эмоционального) состояния (ПС). При этом из

четырех основных уровней ПС (дремотное состояние, пассивное бодрствование, активное бодрствование,

чрезмерное бодрствование) только активное бодрствование оказывает благоприятное влияние на

эффективность любой деятельности. Остальные уровни ПС понижают эффективность деятельности из-за

заниженной (дремотное состояние и пассивное бодрствование) или завышенной (чрезмерное

бодрствование) активации. В таких случаях понижается психологическая надежность, что может привести

к нежелательным последствиям во время исполнения танца.

     …в составляющие творческих способностей мы включили тестирование межполушарной

асимметрии, которая также определялась с помощью активациометра (АЦ-6). Интерпретируя

количественные показатели функциональной асимметрии активности правого и левого полушария (ФАП) и

общий уровень психической активности полушарий (АП) в соответствии с методиками Ю.А. Цагарелли

(2000) Е.П. Ильина (2001) и др. мы судили об уровне проявления творческих способностей испытуемых.

     В проведенном нами исследовании на студентах 1-2 и 5 курсов СГАКИ приняло участие 115 человек, из

них 74 женского и 41 мужского пола. Комплексное исследование индивидуально-типологических

особенностей студентов показало, что практически на всех факультетах СГАКИ преобладали

правополушарные студенты (59,2% от общего числа обследованных), амбиваленты составили 21,6% и

левополушарные - 19,3%, Несмотря на то, что правополушарные студенты проявляли большую

реактивность психоэмоционального состояния в фоновом тестировании, в сравнении с представителями

левополушарного и билатерального типов ВНД, в условиях специализированных занятий они

демонстрировали большую эмоциональную устойчивость. Так, отклонение деятельностно-стереотипного

показателя ПС от оптимального у юношей-хореографов составила 5,2 условные единицы, у девушек-

хореографов - 8,4; девушек-музыкантов - 8,7 и юношей-музыкантов - 10,4.

    Исследуя особенности протекания эмоциональных реакций на различных видах занятий, мы увидели,

что среди правополушарных студентов на лекционных, семинарских и контрольных занятиях, не

относящихся к выбранному виду искусства, проявление деятельностно-ситуативного показателя ПС чаще

сопряжено с чрезмерной суммарной активацией полушарий, выражающееся в существенном его

превышении от оптимальных значений. Левополушарные и амбиваленты, напротив, были более устойчивы

к стрессомобилизирующим ситуациям.

    …младшие курсы в результатах вербального тестирования чаше "приписывали" себе правополушарные

качества, а студенты старших курсов - левополушарные или билатеральные, в результате чего наблюдалось

расхождение с результатами тестирования с помощью "Активациометра АЦ-6". В то же время

большинство студентов (особенно с правополушарной организацией мозга) в процессе специализации в

вузе встречают ряд трудностей, связанных с несовпадением стилей преподавания и учения. Среди

преподавателей вуза выявлялись преимущественно левополушарные типы ВНД, которые чаще навязывают

стилевые стратегии преподавания, тем самым, создавая определенные трудности в учении для студентов.

Студенты всех курсов проявляют преимущественно правополушарный тип ВНД и встречают ряд

трудностей, связанных с несовпадением стилей преподавания и учения. Подчиняясь требованиям вуза, они

должны адаптироваться под приспособленные для левополушарных стилевых стратегий преподавания, в

противном случае они часто испытывают объективные трудности в учебе.

    Представленное исследование, на наш взгляд, может рассматриваться как естественнонаучная основа

феномена творческих способностей и позволит преподавателям творческих вузов более оптимально

проводить обучение студентов и целенаправленно формировать творческие способности с привлечением

диагностирования индивидуально-психологических особенностей студентов.

 

 

Источник: www.psu.ru/psu/files/4802/fadeeva.doc

                           Фадеева О.В. Музыкальные способности в связи с индивидуально-

                                  психологическими особенностями младших школьников

Институт психологии, Пермский гос. педагогический университет

     «Исследование проводилось на выборке 62 человека, дети 8 – 9 лет, из них 31 человек обучается в

музыкальной школе и 31 не имеют музыкального образования. В работе были использованы методика

Р.Кеттелла 12 РF, прибор для выявления функциональной асимметрии полушарий головного мозга

«Активациометр» Ю.А. Цагарелли».

 

 

                           СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                           Ванскова Елена Леонидовна

                           ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАДЕЖНОСТИ  

                                  СТУДЕНТОВ-ПИАНИСТОВ В КОНЦЕРТНОМ ВЫСТУПЛЕНИИ

                           Специальность 19.00.07 – Педагогическая психология

                           Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук

                           Ставрополь 2015 г

                                                                   Методы исследования

     «Диагностика заявленных параметров осуществлялась с помощью методик диагностики

психофизиологических свойств, психоэмоциональных состояний, эмоциональной чувствительности,

внимания, мышления, психомоторной деятельности в экстремальной ситуации, психомоторных процессов,

включенных в аппаратурно-программный комплекс для системной диагностики человека

«Активациометр АЦ 9-К»

     …Использование в педагогической практике среднего профессионального учебного заведения

разработанной нами комплексной программы целенаправленного формирования надежности студентов-

пианистов в концертном выступлении направлено на качественное улучшение их музыкально-

исполнительской подготовки и может применяться для развития и коррекции надежности обучающихся.

     …С целью формирования индивидуального стиля деятельности студентов необходима диагностика их

психофизиологических и психологических свойств на приборе «Активациометр АЦ – 9К»». В частности

автор указывает следующие методики:

     Диагностика силы-слабости нервной системы по методике теппинг-теста Е.П.Ильина

     Диагностика лабильности нервной системы методом регистрации критической частоты световых

мельканий (КЧСМ).

     Диагностика подвижности-инертности нервной системы.

     Диагностика баланса НС с помощью кинематометрической методики Е.П. Ильина.

     Диагностика психоэмоциональной устойчивости.

     Диагностика саморегуляция психоэмоциональных состояний.

     Диагностика эмоциональной чувствительности.

     Диагностика  типа  мышления может включать: 1) функциональную асимметрию полушарий головного

мозга, 2) диагностику ведущей руки.

     Диагностика саморегуляция мышления.

     Диагностика внимания

     Диагностика общей психомоторики (является базой развития исполнительской техники музыканта). Ее

можно диагностировать с помощью диагностики пространственной чувствительность и координацию движений

     Диагностика двигательной памяти музыканта-исполнителя.

     Диагностика психомоторной деятельности в экстремальной ситуации.